Kansi Tan Ding
|
Дата : 09-10-08, Чтв, 10:15:18
Итак, следующий постинг. Цель его - разоблачить миф о динамично развивающейся, процветающей, почти европейской "России, которую мы потеряли". Я утверждаю, что в тот момент, когда в России появились первые революционные кружки разночинной интеллигенции, тайные общества "Земля и Воля" и "Народная Воля", а затем и кружки марксистские - Россия была чудовищно дикой, отсталой, полуазиатской, варварской страной. Прочтите хотя бы "Колокол" Герцена и замечательное исследование политического эмигранта С.М. Степняка-Кравчинского "Россия под властью царей" - и вы поймете, что это было так. "В сентябре 1877 года Мария Бутовская, обвиняемая в том, что она дала рабочему одну книгу, была приговорена к семи годам каторжных работ" - пишет Кравчинский. Чем это не сталинский режим? Вот что пишет А. Лазаревич в книге "Советия":
На протяжении 17-19 веков Россия оставалась преимущественно (процентов на 90) крестьянской страной. Для того, чтобы прокормить, обуть и одеть одного дворянина при тогдашних сельскохозяйственных технологиях и российском климате требовалось как минимум десяток крепостных крестьян. Крестьяне были преимущественно неграмотны. До того, как московские князья захватили Новгород, в Новгородской Республике был очень высокий уровень грамотности, существовала целая письменная культура, использовавшая в качестве материала для письма не бумагу, а гораздо более доступную в тех местах бересту. Однако после присоединения Новгорода к России уровень безграмотности и там довольно быстро подтянулся к общероссийским стандартам. Государству легче управлять своими подданными, когда они неграмотны. И пьяны. То, как российское государство спаивало свой народ, заслуживает особого упоминания. Водка всегда была очень важной статьей поступлений в казну. Например, в 1759 году доходы государства от продажи выпивки составляли 21% от всех поступлений в казну, а к 1850-м годам эта цифра возросла аж до 40%! Итак, народ был неграмотен, задавлен работой, а в свободное от работы время в стельку пьян. Ему было не до гуманистических идей. Достаточным досугом для восприятия идей с Запада обладала только очень тонкая прослойка образованных людей - дворян, а позднее, в 19 веке и интеллигенции - которых эти самые неграмотные, забитые и пьяные крестьяне кормили. Кстати, само противопоставление "народа" образованным слоям общества характерно именно для России. Образованные люди в России уже как бы не народ, а если и народ, то не тот народ, не совсем русский. Да и в самом деле, начиная со времен реформ Петра Первого узкая образованная прослойка начинает одеваться не так как "народ", жить не так как "народ", и даже говорить на другом языке, на французском. Русский народ как бы разделился на два совершенно разных народа, с двумя совершенно разными культурными традициями. Причина такого разделения состояла в отсталости России - для того чтобы догонять Запад, нужны были образованные люди, но для того чтобы этих образованных можно было содержать в стране с особо низкой производительностью труда, нужно было много необразованных крестьян. Никакой единой русской культуры так и не возникло. Словно в параллельных мирах существовали две русские культуры - культура "народа" и культура российской интеллектуальной элиты, которые никак и нигде не пересекались. То есть, какой-нибудь писатель мог описать жизнь народа, но это не было описанием жизни своего народа - русский мужик всегда оставался для русского интеллектуала абсолютным "иностранцем". В то время как российские интеллектуалы обсуждали новейшие западные идеи в области религии и вступали в масонские ложи (помните Пьера Безухова?), российские крестьяне продолжали исповедовать немудреное средневековое православие, считающее себя единственной истинно христианской религией, неиспорченной никакой реформацией, но на деле представляющей из себя полуязычество, провозглашавшее государя-императора чуть ли не богом на земле - ну прямо как у древних египтян! Несмотря на все попытки интеллигенции "ходить в народ", русский народ так и остался в средневековье. Синтеза традиционной русской культуры с гуманистической культурой индустриальной цивилизации так и не произошло. Почти до самого конца 19-го века гуманистические идеи до русского "народа" (т.е., в основном, крестьянства) не доходили вообще. Идеи эти крутились только в образованных кругах. Екатерина Великая, правда, подумывала о том, чтобы учредить в России третье сословие указом сверху, но испугавшись французской революции отказалась от этой затеи. Декабристы, вдохновленные гуманистическими и просвещенческими идеями, планировали применить эти идеи к российской действительности после захвата власти, но захватить власть им не удалось. Вообще было много прожектов введения в России Просвещения и Гуманизма сверху, но все они провалились. Глубинная причина неудач крылась, возможно, в том, что гуманистические идеи оказываются востребованы обществом лишь при определенном уровне производительности труда. В такой холодной стране как Россия, где сельское хозяйство заведомо менее урожайно, а любое промышленное производство требует дополнительных непроизводительных затрат на отопление, необходимый для этого уровень производительности мог быть достигнут лишь после следующего технологического скачка. Образованные слои российской империи, хорошо знакомые с положением дел в Европе, всегда остро чувствовали отсталость России. Желание преодолеть отсталость на протяжении всего 19-го века порождало многочисленные прожекты реформ. Идеалистически мыслящие философы полагали, что стоит лишь освободить крестьян от крепостного рабства - и всем сразу станет хорошо. Те же мыслители, которые были знакомы с материалистической философией понимали, что если просто освободить крестьян, не внедрив в России новейшие западные технологии, то Россия навсегда останется в средневековье (в лучшем случае). Идеалисты идеализировали крестьянскую общину с ее коллективизмом и тосковали о "золотом веке" в духе утопического коммунизма, материалисты же мечтали о светлом технологическом будущем России. Одним из таких мечтателей был юноша, которого звали Володя Ульянов, живший в конце 19-го века в провинциальном городке на Волге.
Да, так все и было. Я вот читаю читаю трилогию В.Я. Бруштейн "Дорога уходит вдаль", и убеждаюсь со слов маленькой девочки, жившей при Николае Втором , что все это существовало: и нишета, и неравенство, и безграмотность, и болезни, политическое бесправие, репрессии, погромы, разжигаемая правительством национальная вражда, чудовищное отставание от Европы. И это не политический трактат, а живое восприятие ребенка. Очень всем советую. А кто мыслит цифрами - для того у меня есть обширная статистика- не "по сравнению с 1913 годом", а по сравнению с развитыми странами той эпохи. Ведь надо сравнивать сравнимое. Вот эта статья: В.А. Копырин, "Россия дореволюционная - какая она была?". Да ведь и Троцкий, в предисловии к "Истории русской революциии", пишет о том же! Основной, наиболее устойчивой чертой истории России является замедленный характер ее развития, с вытекающей отсюда экономической отсталостью, примитивностью общественных форм, низким уровнем культуры. Население гигантской и суровой равнины, открытой восточным ветрам и азиатским выходцам, было самой природой обречено на долгое отставание. Борьба с кочевниками длилась почти до конца XVII века. Борьба с ветрами, приносящими зимнюю стужу, а летом засуху, не закончилась и сейчас. Сельское хозяйство -- основа всего развития -- продвигалось экстенсивными путями: на Севере вырубались и выжигались леса, на Юге взрывались девственные степи; овладение природой шло вширь, а не вглубь. В то время как западные варвары поселились на развалинах римской культуры, где многие старые камни стали для них строительным материалом, славяне Востока не нашли никакого наследства на безотрадной равнине: их предшественники стояли на еще более низкой ступени, чем они сами. Западноевропейские народы, скоро упершиеся в свои естественные границы, создавали экономические и культурные сгустки промышленных городов. Население восточной равнины, при первых признаках тесноты, углублялось в леса или уходило на окраины, в степь. Наиболее инициативные и предприимчивые элементы крестьянства становились на Западе горожанами, ремесленниками, купцами. Активные и смелые элементы на Востоке становились отчасти торговцами, а больше -- казаками, пограничниками, колонизаторами. Процесс социальной дифференциации, интенсивный на Западе, на Востоке задерживался и размывался процессом экспансии. "Царь Московии, хотя и христианский, правит людьми ленивого ума", -- писал Вико, современник Петра I. "Ленивый ум" московитян отражал медленный темп хозяйственного развития, бесформенность классовых отношений, скудость внутренней истории. Древние цивилизации Египта, Индии и Китая имели достаточно самодовлеющий характер и располагали достаточным временем, чтобы, несмотря на свои низкие производительные силы, довести свои социальные отношения почти до такой же детальной законченности, до которой ремесленники этих стран доводили свои изделия. Россия стояла не только географически между Европой и Азией, но также социально и исторически. Она отличалась от европейского Запада, но разнилась и от азиатского Востока, приближаясь в разные периоды разными чертами то к одному, то к другому. Восток дал татарское иго, которое вошло важным элементом в строение русского государства. Запад был еще более грозным врагом, но в то же время и учителем. Россия не имела возможности сложиться в формах Востока, потому что ей всегда приходилось приспособляться к военному и экономическому давлению Запада. Существование феодальных отношений в России, отрицавшееся прежними историками, можно считать позднейшими исследованиями безусловно доказанным. Более того: основные элементы русского феодализма были те же, что и на Западе. Но уже один тот факт, что феодальную эпоху пришлось устанавливать путем долгих научных споров, достаточно свидетельствует о недоношенности русского феодализма, о его бесформенности, о бедности его культурных памятников. Отсталая страна ассимилирует материальные и идейные завоевания передовых стран. Но это не значит, что она рабски следует за ними, воспроизводя все этапы их прошлого... Вынужденная тянуться за передовыми странами отсталая страна не соблюдает очередей: привилегия исторической запоздалости -- а такая привилегия существует -- позволяет или, вернее, вынуждает усваивать готовое раньше положенных сроков, перепрыгивая через ряд промежуточных этапов. Дикари сменяют лук на винтовку сразу, не проделывая пути, который пролегал между этими орудиями в прошлом... Развитие исторически запоздалой нации ведет, по необходимости, к своеобразному сочетанию разных стадий исторического процесса. Орбита в целом получает непланомерный, сложный комбинированный характер.
И вот в такую страну, запоздав на 120 лет, приходит нечто вроде Великой Французской революции. Ну, не догадалась Россия запастись английской историей! Так как же от неё можно требовать английского демократизма? В 1917 году в дикую страну пришло европейское Просвещение, пришла индустриальная технологическая модернизация, ее несли первопроходцы-прогрессоры. Пожертвовав собой (их всех перестреляли в 1937 году), они превратили дикую страну в современную. Да им за это памятник ставить надо! Как это конкретно было? Кто мешал, кто способствовал этому? Почему не победили тогда либералы? Читайте "Историю русской революции" Троцкого, и Вы узнаете соотношение сил, причины поражения либералов и победы большевиков. Это поучительное чтение! Очень рекомендую! Том 1, Том 2, Том 3. Это действительно поможет разобраться в той непростой ситуации. Но победив в Гражданской войне, большевики оказались перед лицом новой угрозы - полуграмотного реакционного мещанства, хлынувшего в их партию. Этому мещанству идеалы революционеров были чужды. Как верно заметил М. Восленский в книге "Номенклатура", в следующий период коммунисты по убеждению сменились коммунистами по названию. Вот главная трагедия нашей истории. Но всё это с боем происходило, и не все жертвы репрессий были "кроликами" (по выражению Солженицына). Борьба Левой оппозиции против Сталина - была совершенно реальной борьбой, её программа - реальной, разумной альтернативой. Но об этом - в следующем постинге...
P.S. Чтобы Паша не упрекал меня в том, что я "забалтываю" суть дела (на самом деле я хочу системно изложить сложные вещи, а это требует места. Иначе выйдет примитив) - дам я тут "краткое описание основных положений того марксизма, преверженцем которого являюсь". Основные положения таковы: 1) Социальные гарантии для граждан 2) Человеческая свобода как ценность 3) Уважение к революционной традиции 4) Материализм, атеизм, наука. Разумный логичный взгляд на мир. 5) Интернационализм, понимаемый в космополитическом духе. Идеал: слияние народов в единую семью, слияние национальных культур и языков.
Я утверждаю, что это ценности непреходящие, они актуальны и сейчас. Я утверждаю, что революционеры 1917 года придерживались именно такого варианта марксизма, но все они были истреблены сталинским режимом. Вот именно об этом - в следующем постинге. |