Blackhawk

Blackhawk

Прошло две недели.

9 апреля, суббота
    Отблески пламени, вырываясь из открытой дыери «буржуйки», смешивались с темнотой и окрашивали вовкино лицо и витину фигиру в багровые тона. В приоткрытую дверь вагончика виднелись, присыпанные снегом, рельсы.
    Пять утра.Мы сидим в отцепленном вагончике,в, засыпанной снегом, Усть-Чорной и ждём рабочего поезда до Бертянки.Позавчера здесь выпал снег.Прямо на цветущие черешни. Наш повторный заезд на Брустурку, перечеркнув смысл предыдущего героического перехода, оказался довольно простым. 8 часов автобусом до Тячева, полчаса электричкой до Тересвы и три часа в игрушечном поезде до Усть-Чорной. Всё!
    Через полчаса рабочий поезд закинет нас до Бертянки, а там через четыре километра – домик, в котором оставлены наши байдарки и катамаран.
    Мы варим суп,кипятим чай и поражаемся природе,которая к каждому нашему приезду умудряется забросать снегом солнечное Закарпатье.
   Наша задача проста – забрать плавсредства.Для себя мы решили,что если будет время,то сплавимся семнадцать километров от Усть-Тербата до Усть-Чорной. Пойдёт катамаран и байдарка. Для обеспечения безопасности сплава на реке с малым расходом воды этого,на наш взляд, достаточно. Не даром же мы корячились в снегах.
    Ожидание прерывает короткий гудок миниатюрного тепловоза (мотоблока) и в открытыю дверь вагончика мы видим наш жкспресс :два вагона и десяток платформ для брёвен. Подхватив рюкзаки,котелки с супом и чаем,мы перебегаем через рельсы. В новом вагончике вновь приходится разжигать печь.Едим свой суп и пьём чай уже на ходу.В окошке медленно проплывают заснеженные склоны,перекрывая стук колёс,шумит Брустурка.
   Кое-как расположившись на рюкзаках,мы дремлем.Неторопливо и тихо переговариваются в вагончике на ши попутчики.Иногда,мы чувствуем на себе их недоумевающие взгляды.Их можно понять.Ехать в такую рань в самое сердце Карпат можно только по очень важному делу.Знали б они как и зачем нас сюда занесло.
   По-немногу светает.Сон не берёт и я придвигаюсь поближе к окошку.Всё те ще снег,ели и река.Никаких следов пробуждающейся ,после зимы, природы.Вечная зима.Насколько суетной кажется наша жизнь в городах по сравнению с этим величавым покоем и тишиной.
   Однако скоро спокойное однообразие пейзажа надоедает и я устраиваюсь по-удобней на рюкзаке в надежде впасть в дрёму.Течение времени изменят свою скорость.
   Трудно сказать сколько его утекло,к моменту когда наш фаэтон с лязгом остановился возле двухэтажного деревянного здания.Усть - Турбат.Поезд дальше не идёт и пассажиолв просят освободить места.
   Мы выпрыгиваем в морозную серость рассвета. Вдоль железнодорожного полотна вытоптана тропа и, поскольку рюкзаки у нас полупустые, мы довольно живо устремляемся к нашей цели. Идти легко.За две недели нашего отсутствия ничего не изменилось.Всё те же сосны,снег и булькающая вода.Заехать,мы заехали,дойдём – наверняка,главное,чтобы кто-то был в домике.
   Удивительно,но восемь километров от Усть-Турбата до домика проходят незаметно.На подходе к нашей цели мы с радостью замечаем,что из трубы домика идёт дым.Значит ,груз сейчас мы заберём.
Короткие переговоры и вовкин «трайдент» с байдаркой,витин «боб» с оболочками катамарана и упаковка с ещё одной байдаркой перекочёвывают на снег .Челнок неизбежен, но не слишком в тягость.Решаем,что первый переход делаем около двух километров.
    Может быть,что в этот день нам всё удаётся,идти легко.
    Совсем неожмданно для сеья ,я выхожу к намеченному ориентиру – одинокому дому и узкоколейки и вижу ,мерно постукивающий двигателем мотоблок.Более того,водитель соглашается подождать нас.Закидываю в кабину мотоблока упаковку и несусь к ребятам.Невдалике подхватываю вовкин «трайдент» и волоку его к мотоблоку.Вовка,освободившись от груза, бежит за остальным. Я караулю мотоблок.Водитель уже начинает нервничать,когда из просеки появляются Вовка и Витя.Помочь я им не могу,так как два груза на троих не делятся.
    Наши вещи образуют живлписную композицию в кабине мотоблока.Нам остаётся только краешек сидения.Вовка,вообще, залез на свой «трайдент» и периодически головой пробует на прочность крышу кабины.
    Мы лихо влетаем в посёлок Бертянка.И тут полоса нашего везения заканчивается.Мотоблок не пойдёт к месту нашего старта в Усть-Турбат,а уходит выше в горы на другую ветку.Вернётся через час.Наши предложения о заброске в Усть-Турбат за соответствующее материальное вознаграждение – отвергаются. Да, не имей сто рублей,а имей друга – водителя мотоблока.
   Мы в очередной раз сооружаем пирамиду из наших вещей и идём смотреть уровень воды в Бертянке.Тут же рождается идея – собираем катамаран и байдарку и двигаем по Бертянке до Усть-Турбата и ,конечно, ниже.До Усть-Турбата – 4 километра.Однако...Однако сборка займёт два часа,а тут подойдёт мотоблок. Кроме того,на Бертянке несколько деревянных плотин и их придётся обносить по берегу,а это тоже время да и обносить препятствия никто не любит.Тут же рождается другая идея.Уйти челноком в Усть-Турбат.Полтора часа туда,час назад и ещё час снова до Усть-Турбата.Итого 3.5 часа.Отпадает. Сейчас десять утра,значит таскаться до полвторого. В общем,мы в предстартовом «зажоге».
    В то же время холод делал своё дело и в поисках пристанища мы забрались в помещение столовой.Кстати,заодно можно и пообедать.Борщ и макароны с котлетами превратили нас в удавов,уничтоживших стадо кроликов.Разморенные теплом и обильной едой мы вышли на свежий воздух.
    Мотоблок сгинул надолго,чего и следовало ожидать.Дал слово- гуляй смело. Наше бесцельное шатание по Бертянке и бесконечные перекуры длились до полвторого.
   Но вот,вот он! Из-за ближайшего склона вынырнул мотоблок. Боже,счастье-то какое! Не успел заглохнуть двигатель,как мы уже сидели в кабине на своих вещах.После непродолжительных переговоров,наш экипаж начал движение.
    Ровно в два,на площадке за общежитием лесорубов «Усть-Турбат» на ослепительно белом снегу расположились два зелёных полотнища,связки алюминиевых трубок и что-то чёрно-зелёное,напоминающее чехол для торпеды.Сборка катамарана и байдарки – началась.Длилась она недолго – минут пятнадцать.За это время вы с Витей замёрзли до состояния окаменелости и успели собрать две половинки каркаса «Тайменя» и надуть до толщины в десять сантиметров одну из гондол катамарана.К моменту спуска Вовки с окрестных гор,на которых он заготавливал материал для будущей рамы катамарана,мы с Витей жались к плите в комнате у дежурной. Высказавшись по поводу жалкого вида двух замёрзших обезьян ,Вовка тоже устроился возле печи.
    От развешенных рукавиц и нашей одежды шёл пар.В вибрамах,как всегда,таял снег.Слегка отогревшись,мы пошли собирать « железо» и надувать катамаран.
    Приблизительно в таком ритме и летело наше время.Пятнадцать минут работы,пятнадцать минут отогрева. Так называемый,водный туризм хорош,когда в одной байдарке с загорающей манекенщицей вы удочкой ловите рыбу в лесном озере,окружённом сосновым бором с земляникой грибами.А то,чем занимались мы,называется,наверно,как-то по-другому.
    К пяти мы были готовы.В хорошем смысле этого слова.Витина байдарка, задёрнутая «фартуком» флагманом маячила на снегу. Наш с Вовкой катамаран уже более менее походил на плавсредство для сплава по горным рекам.Настала пора одевать карнавальные костюмы и паковать вещи.
   Упаковка вещей весьма ответственное и продолжительное занятиеСвитер,шротмовка,сухой спортивный костюм и прочие вещи завязываются каждый в свой полиэтиленовый авкет.Всё это вставляется в такой же мешок,всунутый в рюкзак.Рюкзак упаковывается в специальную непромокаемую ёмкость.Кому приходилось сушить ватный спальный мешок или вязанный свитер, тот поймёт, что данные меры предосторожности – серьёзное дело,а не забава бездельничающих мужчин. Буквально за несколько минут коридор был завален полиэтиленом и нашими вещами.
   Кряхтя и охая, мы залезали в гидрокостюмы.Моя «мокрая гидра» плотно охватила тело. Принцип её действия прост.Влда пропитывает материал гидрокостюма и,нагретая теплом моего тела,не даёт мне переохладится.То есть,ты всё время мокрый и тёплый,в отличии от «сузиз» гидрокостюмов,в которых ты мокрый и холодный.Наступает самый ответственный момент – выход на природу.Насколько достанет нас холод через «гидры».?
      Мы сложили наши вещи у забора и понесли катамаран к реке.В «гидре» особо не походишь,руки мёрзли,под ноги то и дело попадали прибрежные камни.Мы долго несли катамаран,пока не показалась площадка с отличным выходом к воде.Пологий галечный пляж давал возможность нормально разместить груз и катамаран.Мы ещё дважды проделывали этот путь,пока у воды не выросла куча наших вещей на фоне катамарана и байдарки.
    Пока Витя упаковывал байдарку,мы с Вовкой грузили на катамаран наши рюкзаки.Вязали их к раме наглухо.Потом долго регулировали пристяжные ремни.
    Наконец,всё готово.Одели шлемы и спасжилеты.Разобрали вёсла. Сейчас начнём крутить кино.Каждый раз,когда начинаешь сплав по новой реке становится не то,чтобы страшно,а как-то не по себе,тревожно.Никогда не знаешь,пока не попробуешь,что может выкинуть эта река.
   Под грузом катамаран осел на камни.Мы отвели его немного от берега.На четвереньках,по раме,Вовка пролез на своё место на левой гондоле.Я удерживал катамаран.
    Итак,прощальный взгляд.Занеженный правый пологий берег, крутой,почти отвесный левый.Уровень воды близок к максимальному.
    Немного выше нас по течению,зацепившись веслом за валун,Витя удерживал байдарку у берега.Стартуем носом по течению.Ну всё,братцы,поехали!
   Последующие несколько минут представляли собой сплошной кошмар.
   Скорость течения оказалась намного выше,чем это можно было представить себе с берега.Нас подхватило.К счастью,на ближайшем участке не было больших валунов.Мы явно опаздывали с маневрированием.Но главным было не это.Катамаран шёл высоко задрав носы гондол,грозя перевернуться даже от смехотворно малых валов,не говоря уже от наезда на валун. Мы сидели очень близко к корме.Веса груза,закреплённого на месте передних гребцов явно не хватало. После очередного броска я заорал Вовке о том,что надо приставать к берегу и перепаковываться,иначе мы получим холодную ванну и катамаран на голову.
    Струя уходила к парвому берегу,к прижиму. Мы тут же рванули к противоположному – левому берегу,поскольку чалится в прижиме ,к брёвнам, могут только самоубийцы. Течение под левым берегом было слабым,но достаточным,чтобы нас протащило по камням.Всё же,нам удалось заклинить катамаран между двух валунов.
    Мы с Вовкой спрыгнули в воду.Ноги по колено тут же перестали существовать.Значит так.Ремни отпустить.Развязать стропу.Передвинуть рюкзак на полметра от кормы.Затянуть стропу.Перевязать страховочные ремни.
    Краем глаза я заметил,что Витя,стартовавший после нас,приткнулся к одному из камней ниже нас по течению. С самого начала мы договорились,что Витя идёт за нами и при малейшей опасности – пристаёт к берегу.Потом - разведка и его прохождение при нашей страховке. Развалить «Таймень» на этой реке – дело полуминуты.
    Какая это прелесть – выбраться из этого холодильника и устроиться на катамаране!
    Не успели отчалить – надо входить в прижим.Классическое прохождение подразумевает, что вы входите в прижим под остым углом к берегу или,как в нашем случае,к ряжевой стенке (стенка из брёвен – противопаводковое сооружение ). При этом необходимо прилагать усилия,недопускающие касания стенки. Вообще,лучше всего тихонько пропозти мимо прижима возле выпуклого берега.На практике всё слегка не так : левый берег и все подходы к нему забиты камнями и ,необходимого нам двухметрового прохода, нет. В русле лежит метровый «чемодан», который можно обойти только справа,то есть со стороны выше упомянутой ряжевой стенки. Ширина прохода два с половиной метра.
   Когда я всё это увидел,то мне стало совершенно ясно,что сейчас мы с Вовкой предпримем первую попытку утопления.Наше интенсивное заруливание сопровождалось не менее интенсивными членосодержащими выражениями.
   После нескольких манипуляция,вовкина гондола прошуршала рядом с «чемоданом».Катамаран ушёл вниз,потом вверх и полез в сторону ряжевой стенки.Пока между моей гондолой и стенкой можно было воткнуть весло,мы доворачиали до того самого теоретического острого угла . Чиркнув оболочкой по брёвнам,мы вылетели из основной струи.
    Вот тут как раз и начинается кино.Доворот вправо.Уходим от валуна. Струя подхватывает.Доворот влево.Оба табаним.Это камень - между гондолами.Теперь опять влево.Не успеваем.Сейчас сядем!Сели.Стащит – корма на струе.Идём кормой вперёд.Разворот влево.Таюаним.Теперь вперёд.Пересекаем проход.Вправо.Кончилась ряжевая стенка. Кажется, плёс? Нет!Это подпор воды перед небольшой ступенью.Прыгаем.Уходим к левому берегу.Осторожно,ветки.Вот плёс.Где Витя ?
   Я оглядываюсь.Нос витиного «Тайменя» с полиэтиленовой заклушкой на месте перелнего гребца мелькает среди валов и валунов.Вот байдарка прошла ступень.По витиному лицу видно,что он смотрит фильм ужасов.Он ладе что-то нам кричит.Кадется,предлагает чаоится,поскольку его залило.К счастью,левый берег пологий и мы загоняем катамаран на гальку.Ну и пикничок у нас, однако!
    Витя,пристав в двадцати метрах выше нас по течению,еле вылазит из байдарки.Мы снимаем переднюю заглушку и с трудом перевернув байдарку выливаем из неё тонну воды.На наш вопрос ,откуда столько,Витя устало машет рукой и говорит,что у него запросто валами продавливает заглушку.
    Пройденные нами полтора километра показали,что река берёт не столько расходом воды,сколько бешенной скоростью течения.Ну что,по коням?
   Перед отчаливанием договариваемся,что перед «лотком» Витя чалится к левому берегу,а мы с Вовокй проходим сходу и в зависимости от уровня воды идём либо «лотком»,либо по правой протоке,вдоль ряжевой стенки.
   Пошли.Как ни ждали «лоток»,а появился он из-за поворота совсем неожиданно.Прямой как стрела с тремя ступенями на выходе. Оглянувшись и убедившись,что Витя пошёл чалится к левому берегу,иы с Вовкой вошли в правую протоку. Нас ожидал классический прижим с поворотом почти под прямым углом.
    Несмотря на наш не менее классический заход,катамаран разогнало и потянуло к правому берегу.Мы начали отгребаться.Катамаран на сумашедшей скорости шёл под острым углом к струе.До правого берега оставалось два метра. Сейчас, при выходе из дуги надо будет довернуть катамаран вправо,чтобы не влететь в ступени бортом.
    Никакого доворачивания не понадобилось.Мощнейший удар струи из «лотка» бросил катамаран к правому берегу. Едва мы попытались выровняться,как катамаран вошёл в ступини. В детской коляске по ступенькам не пробовали кататься?Нет? Ну,вот приблизительно тоже самое было с нами.Лупило нещадно.Ни о каком управлении не могло быть и речи.Лишь бы удержаться на катамаране. Родео закончилось,когда нас выкинуло в маленький десиметровый плёс.На спокойную,так сказать, воду. Мы тут же ушли чалится в заводь под левый берег . Можно вздохнуть.
   Катамаран приткнулся под скалой, носом по течению.Впереди,в десятке метров,грохотал новый каскад ступеней.
   Вовка отвязал от рамы катамарана спасконец,закрепил его к сосне,неизвестно как приютившейся на скале и стал готовится к маленьким спасработам.
   Я, кистями зарываясь в снег,полез на четвереньках по склону,чтобы сверху дать Вите знать о том,что пора.
   Вы никогда не пробовали лезть по заснеженному склону в мокрой обуви? Очень интересное,а главное,очень полезное, для здоровья занятие.
Пока не замёрзнут руки. К счастью,для меня Вока не видел моего барахтания и истории не досталось пары его крылатых фраз.
   Вдоволь вывалявшись в снегу,я, наконец,забрался на вершину скалы.Вот он, «лоток»,во всей красе!В двадцати метрах перед входом в него,у левого берега,пристроилась витина байдарка.Сам он лихо приплясывал возле своего судна.
    Окликнув его,я мвхнул рукой.Даже с высоты моего наблюдательного пункта было видно,что Витя не спешил пополнить список своиз побед прохождением «лотка».Однако,сколь верёвочке не вится...
   Вот он сел в байдарку.Долго натягивал на себя защитный фартук. Медленно,очень медленно начал выводить байдарку на струю. Я предупредил Вовку о начале шоу. Их с Витей разделяла скал и Вовка увидит байдарку только перед входом в первый каскад ступеней.
   Струя разгоняла байдарку независимо от витиных манипуляций.Вот он аккуратно обошёл Залитый водой валун на входе в «лоток»,вот его разогнало в «лотке»,вот он пошёл по валам.
    Я подошёл к краю скалы и увидел,как Витю выкинуло из «лотка» и накрыло валами в каскаде ступеней.Ну,Витя,миленький,держись! Байдарка вылезла из валов и по инерции пройдя наш плёс,ушла во второй каскад ступеней за плёсом. Витя ещё раз сгинул в пене и валах.Время остановилось.
   Но вот байдарка вышла из этого кошмара и,даже управляемая,пошла к правому берегу.Всё!Обошлось без купания!
    Я скатился вниз к Вовке. Он уже отвязал спасконец и закреплял его на раме.Захватив своё весло я полез на рабочее место.
    Поскольку катамаран стоял носом по течению,то отходить от берега было неудобно.Струя все время старалась довернуть нас обратно к берегу.В результате единоборства стихии и человека мы вошли в каскад ступеней слишком близко к своему левому берегу.А там был прижимчик!
    Я до сих пор не знаю как мы довернули.С моего борта одна пена и валуны.Засовывать туда весло бесполезно,разве что есть запасное и желние попробывать его в работе.Скорее всего ,Вовка успел зацепиться за вал и отвернуть катамаран от прижима.
    Мы выскочили из каскада под самым левым берегом и тут же ледяная глыба на низковисящей ветке, попала Вовке в весло и,отскочив,двинула меня по голове.Впервые мне пригодился шлем.Всё было очень лихо.
   Ещу не отойдя от удара,мы зачалились возле Вити.Заглушку ,конечно де,продавило водой.В ьайдарке сантиметров десять воды.Опять лезть в воду,опять переварачивать байдарку. «Таймень» всем хорош,но надёжной защиты от валов у него нет. Потому как ,для валов он и не предназначен.
    Витино судно опять на ходу.Вы с Вовкой торопливо перекуриваем. Шутки шутками, а положение наше не из приятных.
    Время – около семи.Явно вечереет.Гидрокостюм,спасжилет и шлем покрыты тонким слоем льда,который при каждом движении отклывается и осыпается маленькими снежинками.Но главное – руки. Багровые, опухшие,в тёмных пятнах от перчаток в стиле «хэви-метал»,плохо управляемые.За холодное весло браться не хотелось.А ведь надо вытаскивать из воды байдарку,переворачивать её,развязывать и завязывать обледеневшую обвязку.Честно говоря,даже сногшибательность маршрута,после первого часа сплава не давала забыть о холоде.
    Пока возились с витиной байдаркой – набежали ребятишки.Тут только мы заметили,что вошли в село.Народ,лицезревший нас,робкой россыпью расположился в пяти метрах.Ни слова не говоря,они с изумлением следили за нашими приготовлениями.И угостить нечем и словом переброситься некогда.
    Так как самое страшное,как мы думали,осталось позади,то мы пустили Витю впереди катамарана. Опять началась кутерьма.Вправо,влево,Ещё влево.Прошли стенку.Витя тоже прошёл.Не наехать бы на него!Уходим вправо.Не успели.Сидим.Снялись.Теперь валун между гондол.
   Мы втянулись в ритм реки и в большинстве случаев уходили от припятствий.Витя маячил метрах в двадцати перед нами.
   Идиллия была недолгой.Река всё больше и больше прижимала нас с левому берегу.Видели мы недалеко.Настолько недалеко,что в какой-то момент , за очередным поворотом, потеряли Витю из виду. А когда выскочили на прямую,то ситуация уже была аварийной.
    Мы шли по струе и ни к правому ,ни к левому берегу причалить не было никакой возможности. Река,слегка поворачивая вправо,каскадами уходила вниз и выплёвывала воду прямо под мост. В качестве вознаграждения,за мостом просматривался плёс.Спокойная вода,значит.
    Всё это мы увидели позже,а пока нам были видны пена,брызги,первый каскад и витина голова,неподвижно возвышавшаяся над видимым уровнем воды.Витя застрял в пороге.
   Наше торможение никакого результатат не дало.Вовка проорал что-то и краткое содержание этого что-то сводилось к формулировке : «уйди из порога,иначе...». Витя оглянулся.Поскольку он уже наблюдал однажды незабываемой прелести картину «Наезд катамарана на байдарку»,то повторить увиденное у него желания не возникло и бешенно заработав вёслами,Витя исчез с нашей линии горизонта. Теперь Шекспир мог отдыхать.
    Река,сжавшись до пяти метров,с грохотом,пеной,брызгами и валами прорывалась через три каскада. Они следовали один за другим.Мы прицелились в середину слива,вроде как там было чисто от валов и прыгнули.
   Очутившись в сливе, ни о каком управлении катамараном говорить мы не могли.Нас бросало,разворачивало,притапливало и снова бросало.В результате многочисленных пируэтов мы вылетели под мост кормой вперёд.По инерции пройдя мост,увидели Витю.На этот раз байдарке досталось серьёзно.
    Полу затопленная,она приткнулась к берегу окло моста.Тут же пританцовывал Витя.Хочешь,не хочешь,а надо причаливать и приводить байдарку в порядок.
    Было уже не просто холодно.Мы впали в состояние окаменелости и оцепенелости. Единственная надежда – гонка в Усть-Чорную. Ни в каком случае не хотелось ночевать в палатке и завтра продолжать сплав.
    И вот здесь Брустурка пошла нам навстречу.Река упростилась и достаточно было идти по струе и ,по возможности, со страшной силой грести. Байдарка помчалась вперёд,а мы с Вовкой,поминутно отогревая пальцы дыханием,поволоклись следом.
    Вечерело.Мы шли не останавливаясь,гоня и гоня катамаран навструче Усть-Чорной.мы бедем плыть по этой реке пока будет хоть что-то видно.А потом...Нет,ночевать в палатке нет никакого желания.
    Село проплывало по обеим берегам.Прошли мост.Женщина,полоскавшая в реке бельё ,проводила нас недоумённым взглядом. Витя уехал метров на сто вперёд.И самое неприятное – холодно.Заледенел гидрокостюм,заледенел спасжилет,затекли ноги,даже шлемы покрылись тонким слоем изморози.Стало очень тоскливо.Занесло нас чёрт знает куда.Ночь на дворе.Хозяин собаку из дома не выпустит.Себя стало жалко.Куда идём?Зачем?
    Брустурка совсем разошлась.Пошли плёсы,но но струя по-прежнему просматривалась.Мы расслабились,чего делать ,конечно же,не следовало.Где-то впереди порог,который мы видели из окна поезда,как бы не влететь сходу.
   Вот и село закончиось.Впереди левый поворот.Судя по линия хребта,за ним будет и правый.Ухо,пока не отмороженное,надо держать востро.
   Витя ушёл за поворот и мы погнали за ним.Вошли в поворот.Действительно, сто метров по прямой,а потом уходим вправо.И что настораживает – вода то стоит!Всё!Подпор!Впереди что-то есть.
    Словно подслушав наши мысли,Витя рванулся к правому берегу.За ним пошли и мы.
    Пологий галечный берег с небольшим подъёмом.За подъёмом – дорога.Возле дороги небольшая уютная поляна.Мы буквально заползли на этот берег.Ног не существовало.Всё тело затекло.Мы попрыгали возле катамарана.Подошёл Витя.Выглядел он бодрее нас.Вместе поплелись к дороге.Кто-то насыпал вдоль неё кучи из гравия и чобы увидеть реку пришлось как горным козлам попрыгать по этим Альпам.А смотреть было на что.
   На повороте реки,упираясь в бетонированные берега,стояла плотина со шлюзом.Для байдарки плотина представляла собой серьёзное,но преодолимое препятствие.На катмаране,если хорошо разогнаться,тоже можно было лихо сигануть.Однако воды над бетонным сливом было маловато.
    Так ,что со шлюзом?Шлюз – двухметровый слив.Но под сливом «бочка» - и что в ней не видно совсем.Мы забросили в шлюз бревно.Оно нырнуло и исчезло.Через несколько секунд вертикально вышло наверз в нескольких метрах ниже «бочки». Так,со сливом обождём.Что у нас дальше?
    А дальше вода разгонялась в стометровом каньоне и,пройдя через хаос валунов и горной породы,с грохотом низвергалась в прорыв между отвесными скалистыми берегами.Что ту творилось!Можно разглядеть три струи.Одна,забравшись под левый берег и залив «чемодан»,отходила вниз к центру потока.Вторая шла по центру,петляя между валунов и обломками скал.Третья шла под правым берегом.Всё это шумело,шипело,грохотало и булькало.Сплошное царство камней и воды.общий наклон до 45-ти градусов.
   Значит ,так.Наши шансы.Байдарка не идёт однозначно.Катамаран может сунуться,но страховки – ноль.За порогом восемьвот метров каньона с отвесными берегами.Чалится негде.Кчастники парада замёрзли и способны только на то,чтобы усидеть на катамаране.Значит праздник жизни надо заканчивать.Такой обнос мы не потянем.
    Меня уже не трусило от холода,а просто заковало в ледяной панцирь.Вовка догнал меня,когда я брёл к катамарану.Вопрос у него простой : мы прыгаем или нет?Я посмотрел на Вовку.Куда тут прыгать?!Я еле иду.Разве что утопиться.Так что выбрасываемся на берег.Кино закончилось.
    Обгоняя нас,по дороге протарахтел трактор с прицепом.Вовка поднял руку.После коротких переговоров нас обещали забросить в Усть-Чорную.Через полчаса.
    Всё равно разгружаться.Обледеневшая стропа не хотела развязываться. Всё пришлось резать.Мы перетащили упаковки на поляну.Потом вынесли байдарку. Последний переход с катамараном добил нас окончательно. Не хотелось в этой жизни ничего. Только сухой одежды и тепла.
    А вот и наш спаситель.С зажжёнными фарами!мы водрузили полный прицеп барахла и сверху всё это привалили катамараном.Вперёд,Харон!
    Стемнело окончательно.Зажатые между упаковок,мы тряслись в прицепе. Мимо нас проплывали склоны ущелья.Брустурка,зажатая в каменном ложе.Нереальность происходящего отттеняла окаменелость нашего состояния.Темень вокруг жуткая.Если бы не фары нашего драндулета,то было бы ощущение пожизненного заточения в колодце.
    Вскоре,прогрохотав по мосту, мы въехали в Усть-Чорную. Скинули с прицепа катамаран, байдарку и вещи. Триумфального въезда не получилось.
    Оставив Вовку охранять имущество,мы с Витей взвалили на плечи катамаран и пошли на базу.Сначала по дороге,а потом вверх метров двести.Переход добил меня полностью и мы просто сбросили катамаран на лужайку у жилого корпуса. Ходьба немного согрела,но все движения совершались подсознательно.Никуда не хотелось идти,только снять бы побыстрее эту «гидру». Надо скзать,что все участники героического перехода продолжали щеголять на улицах весерней Усть_Чорной в гидрокостюиах,спасжилетах и шлемах.Местное население шарахалось от нас в темноте,но не крестилось.Что поделаешь,переодется было некогда.
    Каково же было наше удивление,когда спустившись к трассе,мы обнаружили старенький атобыс из которого Вовка выгружал наши вещи.На сиденьях лежала байдарка.Силён мужик!Значит,байдарку сейчас наверх,а потом спустимся за рюкзаками.
    Когда возле корпуса базы выросла пирамида из катамарана,байдарки и рюкзаков мы находились в каменноугольном состоянии.То есть сидеть на этом всём мы ещё могли,а вот передвижения получались плохо. Спасибо Вите,распугавшего местное население своим карнавальным костюмом и вернувшегося из штаб=квартиры базы с ключами от тёплого и сухого номера.Эх,что сейчас будет!
    Итак,всё закончилось довольно мило.Растянувшись на кроватях,под тёплыми одеялами,мы по крупицам собирали прошедший день.Заброску,сплав,маленькую,но капризную и стремительную Брустурку.Огромный, обезоруживающий своей мощью, порог.
    Мы поставили точку в брустуркинской эпопее,но,наверно, не последнюю.Порог,в принципе проходим,но только не экспромтом.Жалко не все наши ребята были.Каждый из них также заслужил пронестись по этой безумной воде.
    Да! Чудный день.Будут ли ещё такие?
***********************************************************************************
    Для меня эта история имела дивное продолжение.Зайдя недавно на один из украинских сайтов я обнаружил описание Брустурки и Турбата.При этом упоминалось,что первопрохождение Бруструки было осуществлено одной из московских групп в 1992 году.Я усмехнулся,хотел было написать на сайт,потом подумал и решил,что это неважно.Всё рассказанное мною и так говорит само за себя.
    Желающие ознакомится с районом действий могут на сайте библиотеки Беркли найти прекрасные километровые карты региона.Только не было тогда у меня такой карты.