Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере-обскуре работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской диорамы.
Луи Жан Манде Дагер родился 18 ноября 1787 года в небольшой деревне Кормейз-ан-Паризи. В юности и позже Дагер проявлял большую склонность к рисованию, и родители устроили его учеником к одному из орлеанских архитекторов. Три года спустя молодому Дагеру удалось осуществить мечту — уехать в Париж. Здесь он поступил в мастерскую Деготти — художника-декоратора Оперы.
Главным делом жизни Дагера как художника, которое принесло ему известность, была диорама.
Изобретенная им диорама была видом панорамного зрелища, при котором изображение фона крупных размеров, нарисованное с двух сторон прозрачного полотна и дополненное реальным передним планом, освещалось или просвечивалось по продуманному сценарию так, что создавало впечатление перехода от дня к ночи. Зрелище дополнялось тихими звуковыми эффектами. Дагер мастерски владел техникой оформления фона, который своей, говоря современным языком, фотографической точностью производил впечатление реальности. Дагер использовал в качестве рисовального приспособления камеру-обскуру и проникся идеей получения при ее помощи устойчивых во времени изображений фотохимическим способом.
При одном из посещений оптика Шарля Шевалье (1804 – 1859), который делал камеры-обскуры по его заказу, Дагер, видимо, узнал, что над подобной проблемой работает и Ньепс. Дагер решил написать Ньепсу. В течении почти трех лет они вели переписку.
В конце 1829-го они стали компаньонами. В дальнейшем вплоть до смерти Н.Ньепса (1833 г.) они вели совместную работу по усовершенствованию гелиографии. В процессе своих исследований Дагер, применявший многие вещества, найденные Ньепсом, сделал ряд важных наблюдений. Они легли в основу предложенного им нового фотографического процесса, который он назвал дагеротипией (от фамилии Дагер и греч. typos — отпечаток, изображение).
После смерти Нисефора Ньепса в 1833 году его место в договоре с Дагерром занял сын Нисефора – Исидор. В последующие два года Дагерр продолжал опыты с йодом и добился существенного улучшения процесса.
В октябре 1835 года Дагер в письме сообщал Исидору Ньепсу, что ему удалось повысить скорость воздействия света в шестьдесят раз, однако Дагер не написал, как добился этого. Речь шла о проявлении скрытого изображения с помощью ртутных паров, о котором позже появилась легенда, повествовавшая о возникновении фотографии. Правда, Дагер нигде и никогда даже словом о ней не обмолвился. По этой легенде, в процессе одной из съемок вдруг неожиданно испортилась погода и Дагер положил слабо экспонированную пластинку в шкаф, чтобы потом отполировать ее и использовать для нового снимка. Когда на другой день он вынул ее из шкафа, то обнаружил на поверхности прекрасное изображение. Дагер испытывал это открытие снова и снова до тех пор, пока после постепенного устранения химикатов, оставшихся в шкафу, не убедился, что проявлению изображения способствовали пары небольшого количества ртути, сохранившиеся в открытом блюдце из разбитого термометра.
А в 1837 году Дагеру удалось закрепить проявленное изображение с приемлемой устойчивостью в горячем растворе, насыщенном поваренной солью . Тем самым изобретение процесса было закончено.
Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры.
Этот снимок Дагер передал потом хранителю музея в Лувре. Автор экспонировал серебряную пластинку в камере-обскуре в течение тридцати минут, а затем перенес в темную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо проработались детали рисунка как в светах, так и в тенях.
Описание своего способ получения фотоизображения изобретатель передал секретарю Парижской Академии наук Доминику-Франсуа Араго.На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что "отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего". Ученые одобрительно приняли известие.
IX Международный конгресс научной и прикладной фотографии, проходивший в 1935 г., постановил считать 7 января 1839 г. юбилейной датой – днем изобретения фотографии.
В августе 1839 года Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.
В 1840 г. Дагер купил дом в Бри-сюр-Марн, тогда маленькой деревне, и переехал туда в январе 1841-го. При доме Дагер обустроил фотоателье и мастерскую. После шумной и напряженной жизни в Париже он стал жить в Бри довольно тихо и уединенно. Умер он скоропостижно 10 июля 1851 г. в возрасте 63 лет.
Изображение на дагерротипе было чувствительным к механическому воздействию, поэтому его требовалось защищать предохранительным стеклом, которое вкладывали в паспарту из картона или бронзовой жести. Паспарту украшали линии, бордюр, узоры и фамилия фотографа. Все это тщательно заклеивалось от проникновения пыли и вкладывалось в раму. В Соединенных Штатах, где дагерротипический портрет пользовался огромной популярностью, заменявшие раму футляры выпускались массовым производством, имели одинаковый размер и форму, облегчавшие сборку дагерротипа так, что заказчик сразу мог получить свой портрет.
В пятидесятых годах распространилась стереоскопическая дагерротипия. Футляр снабжали складывающимся биноклем .
Изображение дагерротипии невозможно было как-то исправлять, что является причиной ее совершенной достоверности.
Дагерротипы могли отражать мельчайшие подробности объекта и давать прекрасное изображение, но время экспонирования было очень велико, что являлось их большим недостатком. Другим недостатком дагерротипии было то, что для получения нескольких копий необходимо повторное фотографирование, что не всегда представлялось возможным. Однако несколько изобретателей старались найти способ дублирования изображений они вытравливали в глубину дагерротип и печатали с него как с клише графическими методами. К числу таких изобретателей принадлежали во Франции врач Донс, а в Австрии – профессор анатомии венского университета Йозеф Берес.