Жозеф Нисефор Ньепс и открытие фотографии. 08-10-04, 11:15


Жозеф Нисефор Ньепс и открытие фотографии.




По своему значению в истории мировой культуры открытие фотографии сравнимо с изобретением книгопечатания. Поскольку большая часть информации воспринимается человеком в виде зрительных образов, создание различных процессов и устройств, фиксирующих визуальную информацию техническими средствами, обогатило общество принципиально новыми возможностями. Поэтому чем дальше в прошлое уходит всё то, что связано с открытием фотографии, тем больший интерес вызывают личность её первого изобретателя - Нисефора Ньепса - и драматическая история самого открытия.

          Небольшой провинциальный городок Шалон-сюр-Сон в Бургундии известен своими винами и красотой узких средневековых улиц, зажатых между домами с фахверковыми фасадами и высокими крышами под красной черепицей. Достопримечательности города составляют кафедральный собор XVI века и музей Денон, где собраны археологическая коллекция, картины старых мастеров и образцы мебели различных периодов французской истории. Но поистине мировую славу Шалон-сюр-Сону принесло имя его уроженца Жозефа Нисефора Ньепса - первого изобретателя фотографии. В его адвоката, королевского советника и хранителя депозитов города Шалона. У Нисефора были сестра и два брата: старший - Клод, с которым на всю жизнь его связала страсть к изобретательству, и младший - Бернар. По обычаю буржуазных семей, он учился в колледже монахов-ораторианцев, расположенном рядом с домом родителей на улице Оратуар и сохранившемся до наших дней. Однако Нисефора мало влекла духовная карьера. Становление его личности совпало по времени с Французской революцией, когда в наиболее образованных кругах общества резко возрос интерес к технике и изобретательству. Нисефор и Клод также обратились к техническому творчеству, но бурные события в стране изменили их планы: молодые люди вступили в ряды революционной армии. В мае 1792 года Чисефор Ньепс был зачислен младшим лейтенантом в пехотный полк. Год спустя братья встретились, участвуя в десанте на Сардинию. К этому времени на смену романтике военной жизни пришли серьёзные размышления о выборе дальнейшего жизненного пути. Альтернатив изобретательской деятельности не было. Может быть, именно тогда и родилась у них идея о создании фотографического процесса.

          Предпосылкой возникновения фотографии явилось мумифицирование, стремление личности запечатлеть себя на века. Ещё в Древнем Египте вместе с мумией в саркофаг помещали глиняные изображения умершего на случай, если с мумией что-нибудь случится. Постепенно идея мумифицирования принимала всё более отстранённое от объекта воплощение. Так, представители дворянского сословия удовлетворялись портретом, выполненным искусным мастером, вовсе не изъявляя желания быть мумифицированными. Известный французский теоретик фотографии и кино Базен писал: "Ныне никто уже не верит в онтологическое тождество модели и портрета, но мы допускаем, что портрет помогает нам помнить о человеке и спасать его таким образом от второй - духовной смерти".

          В XVIII веке развивавшийся класс буржуазии, не имея возможности увековечить себя для близких и потомства с помощью кисти какого-либо известного живописца, начал искать для удовлетворения своих индивидуалистических потребностей новые технические решения. Были и другие сферы человеческой деятельности, например, наука, где имелась потребность исключить человека как посредника между реальностью и её изображением.

          Когда в январе 1793 года в Кальяри, столице Сардинии, взятой морским экспедиционным отрядом французской революционной армии, братья делились своими творческими планами, это уже была точка отсчёта, от которой началась работа по изобретению фотографии. Поначалу они задались целью изготовить гравюры с помощью камеры-обскуры. Возможно, что эта идея пришла первой Нисефору, занимавшемуся по своей должности штабного офицера топографической съёмкой.

          Военная карьера Нисефора Ньепса окончилась внезапно: он заболел тифом, долго лечился. Его полковой командир генерал Кервеген, прощаясь с Нисефором, сказал: "Я теряю в вашем лице самую светлую голову моего штаба". В 1794 году Ньепс был назначен членом административной комиссии в округе Ницца и тогда же женился. Однако ухудшение состояния здоровья вынудило его уйти в отставку. Ньепс поселился сперва недалеко от Ниццы, а в 1801 году переехал в Шалон-сюр-Сон, где напряженно трудился до конца своих дней. Клод также вышел в отставку и переехал к брату. Став свободными людьми и обладая приличным состоянием, они посвятили себя разработке двух изобретательских идей: фотографии и пирэолафору - первому двигателю внутреннего сгорания. Причём Нисефор в основном занимался фотографией, а Клод - пирэолафором.

          В качестве горючего для двигателя первоначально использовался ликоподий - порошок из спор различных видов растений семейства плауновых, затем смесь каменного угля и смолы, а также асфальт и нефть. Позднее именно эти материалы были использованы Нисефором Ньепсом в его первых гелиографических опытах.

          В 1816 году Клод уехал в Париж, надеясь найти там большие возможности для реализации своего двигателя, а затем в Лондон, где и остался навсегда. Последние годы жизни он посвятил созданию "вечного двигателя". Установившаяся между братьями переписка оставила нам бесценные свидетельства о путях, которыми Нисефор Ньепс шёл к своему открытию.

          Оставшись один, Нисефор взялся за создание камеры-обскуры "шесть дюймов с каждой стороны и с раздвижной трубой и линзой". Работа над камерой началась 12 апреля 1816 года, спустя месяц после отъезда Клода.   Первые самостоятельные опыты Нисефор Ньепс начал с литографирования рукописей и нот, подвергая покрытый лаком литографский камень действию света через копируемый образец. Для этого был нужен светочувствительный лак, и Ньепс взялся за его создание. И для начала, чтобы достичь более резкого изображения, он изобрёл ирисовую диафрагму.

          Ньепс начал свои опыты с хлоридом серебра. Поместив в камеру-обскуру бумагу, покрытую этим веществом, он получил негативные изображения, но не смог их закрепить. Свойство гипосульфита растворять эту соль было открыто Гершелем лишь в 1819 году, то есть уже после опытов Ньепса. Поражает терпеливая настойчивость изобретателя: не добившись закрепления негативного изображения, Ньепс попытался изготовить позитив, помещая негатив и светочувствительную бумагу в камеру и пропуская в неё свет через объектив. Однако негативная бумага была слишком толстой и пропускала мало света. Позитив не получался. Кроме того, незакреплённый негатив чернел раньше, чем с него получался позитив. Но Ньепса в принципе не устраивало получение негатива: он добивался позитивного изображения. Опираясь на работы предшественников, он стал экспериментировать с трихлоридом и другими соединениями железа, но убедился в их недостаточной светочувствительности. Труд и терпение - вот что характеризует его работу. Ньепс обратился к опытам с пероксидом марганца при одновременном действии соляной кислоты, но и тут не достиг успеха. Тогда он попытался активизировать действие света введением в камеру-обскуру различных газов - и снова неудача. Работая с соединениями фосфора, Ньепс обжёг руку и оставил эти бесполезные опыты. Напряжённые поиски Ньепса отражены в его письмах к брату. Часть этих писем была обнаружена в архивах АН СССР и затем опубликована в трудах по истории изобретения фотографии в 1949 году под редакцией Т.П. Кравца. Из этих писем следует, что работа исследователя пошла успешнее, когда он обратился к асфальту. К 1822 году, испробовав массу материалов, Ньепс остановился на лаке из сирийского асфальта, растворённого в лавандовом масле. Этот лак наносился тонким слоем на поверхность литографского камня или металлической пластинки и после высушивания экспонировался. При контактной печати длительность экспозиции составляла 2-3 часа, а в камере-обскуре - 6-8 часов. После воздействия света слои обрабатывался лавандовым маслом или нефтью, растворявшими не измененные светом участки лака. В результате на подложке создавались рельефные контуры объектива фотографирования. Затем пластинка обрабатывалась кислотой, которая травила литографский камень или металл пропорционально толщине слоя оставшегося лака. После обработки остатки лака удалялись спиртом. Покрыв пластинку типографской краской, Ньепс размножал изображения на бумаге. Для улучшения полученной светогравировальнои формы применялось дополнительно механическое гравирование. Нисефору Ньепсу пришлось пройти тяжелейший путь от получения недостаточно удовлетворявших его снимков до таких, которые казались его современникам "магическими".

          В июле 1822 года Нисефор Ньепс изготовил гелиографическую копию портрета папы Пия VII. Длительность экспонирования составила три часа, технология оставалась несовершенной, но это была первая победа. На пути к ней Ньепс осознал, что путём усовершенствования разработанного им гелиографического процесса можно не только получать копии гравюр, но и закреплять изображения любых реальных объектов. Он вплотную подошёл к открытию фотографии...

Максим Томилин






Источник: 
URL: http://www.photoweb.ru/prophoto/biblioteka/History/nieps.htm