Собственно эта тема началась еще в теме "Иерусалимский семинар".См.там посты №№8-12 и ранее сожаление"Девицы" о необсуждении этой темы. Слава Принц попросил выделить обсуждение в отдельную тему,что я и делаю,предлагая вам его сообщение:Обсуждать, собственно, приходится не одну, а три проблемы: - зачем ехать в Россию вообще - почему Открытый Московский - за чей счет круиз Только после этого можно, казалось бы, подойти к технологии формирования израильской бард-делегации. К сожалению, жизнь отличается от евклидовой геометрии. Организация- это искусство компромисса. Задачи приходится решать параллельно, принимать по ходу те или иные неожиданые вводные, несмотря ни на что продвигаясь к намеченной цели. Критикам стоит иметь ввиду, что самое тщательное обсуждение не уберегает от провала. Опыт этого года может принести некоторый убогий первичный результат, а правильное решение родится при будущей работе над ошибками. Я говорю сейчас о вещах элементарных для любого, кто успешно организовывал нечто более значимое, чем пьянка на трех человек. Прошу у опытных прощения. Этот предваряющий абзац предназначен для наивных участников открытой дискуссии. . Теперь по существу. 1. Что мы забыли в России? Бардовская песня Израиля, при всей ее особости и самостийности, представляет часть жанра авторской песни (в дальнейшем, для краткости, Жанр) на русском языке. Ее ареал- все русскоязычное песенное пространство (термин, услышаный мною впервые от Ал.Городницкого), ее судьба- быть частью русской культуры. Только литературоведы помнят, в метрополии или за ее пределами создано то или иное произведение Набокова, Бродского, Бунина, Довлатова. NB: Прошу извинения у их почитателей за то, что имена великих упомянуты рядом с израильскими бардами. Впрочем, время- вот лучший судья. Насущная задача художника- непрестанное сравнивание и совершенствование- немыслима ни без концентрированной среды ему подобных, ни без дон-жуанского императива постоянно завоевывать новую и новую аудиторию. Поэтому нашим бардам как воздух необходимо представительство и признание в России, а через нее- веэде, где говорят и думают по-русски. А бесчисленные новые человеческие связи, стимулы к творчеству? Да как можно всего этого добровольно лишиться?! Скажете, рылом не вышли, или- интеллигентней- уровень не тот? Посетуете на коммерциализацию Жанра и нежелание поделивших публику мэтров впускать неофитов? Поедем и попробуем! Или продолжим собирать последние аплодисменты среди стареющих ровесников-эмигрантов...
2.Задачи творческого общения успешней (и лучше) решаются в творческих тусовках, подобных Острову, Барзовке и т.п. Недостает под сенью сих Кастальских ключей только двух вещей- государственной субсидии и шампанского в крови, вливаемого аплодисментами. Кому не надо ни того, ни другого,- помашите израильской делегации в аэропорту! Я же повторю вслед за К.Прутковым, что поощрение нужно таланту также, как канифоль смычку виртуоза. Среди бардовских фестивалей, способных вызвать интерес озабоченых международным имиджем Израиля спонсоров, выделяются на сегодня три: - Грушинский - Петербургский аккорд - Открытый Московский фестиваль в Коломенском. Разберем их по порядку: Грушинский: не был, судить о страшилках всеобщей пьянки, где на задворках приютилась жалкая кучка бардов, не берусь. Хотя некоторые из опрошеных мною авторов именно поэтому ехать в Самару не хотят. Есть более серьезный довод против дебюта израильской делегации именно на Груше: принцип очного судейства.. В чем он заключается? На 5-7 сценах три дня идет непрерывный отборочный концерт, где перед глазами замореных песнями мэтров проходят подсудимые авторы и исполнители. Лишь двое (!) из минимум десятка равноценных участников бардлотереи поднимутся на Гитару. Я разговаривал с Мишей Сипером, судившим один из таких концертов лет двенадцать назад. Подчеркиваю, он находился по другую сторону баррикад,- поэтому его впечатление еще и сглажено по сравнению с самоощущением конкурсантов. Он рассказывал, что ко второму дню судьи марафона уже перестают отличать хорошее от еще лучшего, главная их задача- впустить на сцену следующего соискателя. Недослушать, оборвать выступление автора, с которым все и так ясно, считается вполне легитимным. Естественно, что желание рядовых зрителей внимать псевдо-концерту тоже весьма невелико. Ехать из Израиля за подобным представительством, на мой взгляд, унизительно. Вместе с тем, сегодняшний международный престиж нашей бардовской песни не позволяет ожидать от организаторов Грушинского особых сантиментов. Петербургский аккорд- на сегодня не профинансирован местным правительством, хотя и заявлен принципиально в 2004 году. Если состоится- будет говорить с организаторами. Опция навестить Санкт-Петербург с концертами, независимо от судьбы этого фестиваля также обсуждается с возможными спонсорами поездки. Открытый Московский- предложен А.Городницким, которому я звонил по поводу Петербургского аккорда. Приглашение подкреплено визитом в Москву Роберта Варакина, прохождение наших видеоматериалов будут курировать Игорь Луньков и Александр Дулов. Заинтересованность организаторов видеть израильскую делегацию в Москве, таким образом, не просто является формальной любезностью, но и подкреплена авторитетной поддержкой неравнодушных к нам людей. Большего на этом этапе, мне кажется, трудно требовать. 3.Про деньги. Я беру ответственность за осуществление этого проекта под крышей новой бард-амуты из Петах-Тиквы. Цель- сделать ежегодое представительство израильской бардовской песни на крупных российских фестивалях такой же общепринятой реальностью, какой стала БардЮга. Вы спросите, при чем здесь амута? Только такой механизм дает проекту надежду ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА получить законную поддержку государственных структур (Министерства абсорбции, иностранных дел, главы правительства и т.п.). Сегодня мы можем рассчитывать лишь на милостыню, например, Сохнута, либо коммерческих спонсоров. Борьба за эти субсидии уже начата. Но Осик прав: потребуется личное участие наших представителей в оплате поездки. Вместе с тем по моим наблюдениям среди потенциальных делегатов убежденных халявщиков не наблюдается.
В заключении я прошу всех заинтересованых читателей прислать на мой e-mail список из 20 израильских авторов и исполнителей, достойных, на Ваш взгляд представлять нашу песню в Москве. Нет двадцатки- пусть будет меньше. Сроку даю до Старого Нового Года.
С праздником! Принц |