Басин
|
Дата : 07-12-06, Чтв, 07:48:26
Ну, прежде всего, позвольте сказать, что лично я «снимаю шляпу» перед новой задумкой Андрея & Co. Вне зависимости от конечного результата. Попытка эта неслучайна, она явно была хорошо продумана, но при этом достаточно рискованна и неоднозначна, и хотя бы поэтому заслуживает уважения.
А что же, собственно говоря, произошло? Да ничего особенного! Идея пригласить поющих и играющих людей попеть и поиграть для посетителей паба (то есть "кабака", по-нашему) совершенно не оригинальна. Вопрос лишь в том, ЧТО именно попеть и поиграть. Принято считать, что есть особые "ресторанные" музыкальные жанры - вроде т.н. "русского шансона", в которых звон бокалов и стук вилок о тарелки вполне приемлемы и даже органичны. Или, например, легкий традиционный джаз – «музыку для тех, кто отлюбил» по выражению Евгения Гришковца. Или какое-нибудь модное сегодня «латино-балкано»... Или любая "dance music", в какой бы обертке она не подавaлась... А есть жанры другие, которые надлежит «употреблять» в более приличной обстановке. И песня авторская чаще всего относится ко второй категории. То есть, в зале ее, типа, - "да", дома, (в гостиной?.. на кухне?.. под стопочку?) – тоже "да", в лесу (на пикнике?.. под шашлык?) - "да с плюсом". А вот здесь, среди столиков, среди выпивающих и закусывающих зрителей - категорически "нет". Такова традиция. Доводов в поддержку подобной точки зрения существует много и они достаточно веские. Вот аргумент из главных: «Все ЭТО слишком серьезно, для того, чтобы ГРУЗИТЬ ЭТИМ публику, пришедшую расслабиться после напряженной рабочей недели!». Что ж, может быть, и правильно (и довольно гуманно!)
Но обратите внимание, что мнение это высказывают в основном сами играющие и поющие! Что по-человечески тоже вполне понятно. Дело в том, что пение СТИХОВ (а не «текстов слов») в обстановке "общепита" и в самом деле довольно некомфортный процесс. Для исполнителя. Требует от него больших энергетических затрат. Требует специальных усилий, чтобы грамотно выстроить программу с учетом специфики места действия. Требует некоторых особых навыков в обращении со звукоусилительной аппаратурой – не совсем таких, как в обычном зале - итд. И результат отнюдь не гарантирован.
Но и тут могут существовать разные точки зрения. Между прочим, многие поэты и «шансонье» прошлого, многие из тех, кого мы сегодня называем «великими», вовсе не гнушались выступать в разнообразных "кабаках" - ночных барах, клубах, кабаре и даже ресторанах. И показывали там самые новые свои произведения, часто еще не совсем отточенные и обкатанные на широкой публике. Показывали вещи разные: серьезные и не очень, шлягеры и «грузила». И часто приводили-таки свою разношерстную аудиторию в то состояние, когда вилка застывает на пол дороги ко рту, а рот приоткрывается и «забывает» жевать. Есть несколько причин, по которым я ценю такого рода мероприятия, а иногда даже с удовольствием принимаю в них участие. Во-первых, в «кабаке» происходит проверка исполнителя «на вшивость». Говорю сейчас о тех, для кого хоть в какой-то мере важен именно публичный, исполнительский, «артистический» компонент творчества (а таких, по моим наблюдениям, большинство). Ну хорошо, хорошо… Пусть не на вшивость…На способность исполнителя установить контакт с залом (при этом вовсе не обязательно идти у зала на поводу). На умение привлечь внимание зрителя - любого, случайного, а не только "благодарного", и давным-давно знакомого. На умение работать в не самых благоприятных условиях. А это не что иное, как «школа», начатки ремесла - вешь необходимая каждому, кто отваживается подняться на сцену перед полным залом. Во-вторых, если такой контакт случается, то уровень энергетической отдачи зала бывает на несколько порядков выше, чем в условиях традиционного концерта – просто потому, что публика в «питейном заведении» склонна куда более открыто выражать свои эмоции. Скажу, что лично для меня эти компоненты весьма важны, так как я всегда ощущал кровное родство бардовской песни с Театром.
А что же думает публика, слушатели? Или как их там, в «кабаке», следует называть?.. «Кушатели»?.. Да кто их спрашивает! За них уже решили, ЧТО им прилично употреблять в концертном зале, ЧТО – на стадионе, а ЧТО – в пабе. Но может быть все же дать им возможность самим высказаться? Или, на худой конец, «проголосовать ногами»? Но для этого кто-то должен предоставить им такую возможность. Даже несмотря на риск быть освистанным.
Вот в этом и заключается главная ценность того, что произошло 2 декабря в хайфском пабе «Родео». Не все получилось, на мой субъективный взгляд. Главная претензия - к сольной программе давно и горячо почитаемой мною Натальи Бурхи-Бершмой - программа эта была выстроена до некоторой степени «от балды», то есть без учета «обстоятельств времени и места». Вторая претензия – звук, в который вообще-то явно много было вложено (и не только денег), и который никак нельзя было назвать «позорным». Тем не менее, на мой вкус, звук получился эдаким «усредненно-ресторанным». Мне сильно не хватало «прозрачности», совершенно необходимой, когда речь идет о музыкальном интонировании сложных стихов. Да и общий сценарий вечера был небезупречен. Но все это поправимо. Если посетители проголосуют «за». И если им будет и дальше предоставлена возможность для голосования...
Когда-то В. Б. Шкловский сказал такую фразу (цитирую по памяти): «Конечно, играть на рояле, подвешенном на канатах к потолку, неудобно. Но один раз обязательно стоит попробовать» |