«Звездный путь» - это американский телевизионный сериал 60-ых годов жанра научной фантастики, о команде звездолета в 23-ем веке. Хотя, это произошло и не сразу, но со временем он завоевал большую популярность в Соединенных Штатах и во многих других странах.
С 60-ых годов этот термин расширился и сегодня включает в себя сагу (канон), из шести телевизионных сериалов
(более 750-ти эпизодов - пр. Дядя Фёдор) и десятка художественных фильмов, рассказывающих про других героев, эпохи, места и случаи из мира оригинального сериала. Существуют также, множество книг и компьютерных игр, которые повествуют об этом мире, но их не принято считать частью саги (поэтому, необязательно вникать, в возникающие в них разногласия).
По всей видимости, одной из причин, по которой "Звездный путь" стал направлением, привлекшим к себе поклонников
(треккеров - пр. Дядя Фёдор) во всем мире, это прогресс не в технологической отрасли, а в сфере человеческих отношений: хорошая история, изучающая внутренний мир человека, а космическое путешествие - является лишь декорацией.
Сериал начинается следующими словами:
«Космос - последний рубеж. Это путешествие звездолета «Энтерпрайз». Его продолжающаяся миссия: исследование загадочных новых миров, поиск новой жизни и новых цивилизаций. Поход туда, где не ступала нога человека...» РАЗРАБОТКА ИДЕИ И ТРУДНОСТИ ПОСТАНОВКИСценарист Джин Родденберри, описал сериал как «Обоз к звездам (Wagon Train to the Stars)». Действие сериала-вестерна «Wagon Train (Обоз)», происходит после Гражданской войны в США и рассказывает о путешествии нескольких семей из Миссури в Калифорнию. Эпизоды сериала основывались, кроме всего прочего, на проблемах героев и их противостоянии различным проблемам.
То есть, Родденберри хотел отобразить похожие темы, но уже на фоне звездолета. Даже вступительный текст диктора в каждой серии отмечающий, что космос - это новый рубеж, косвенно имеет отношение к границам Старого Запада в Соединенных Штатах (Дикий Запад). Телевизионные компании, одна за другой, отказались от экранизации этой идеи (среди них MGM и CBS). В конце концов, Родденберри нашел понимание в лице «Десилу (Desilu Productions)». Аренда павильона, и вместе им удалось уговорить NBC, спонсировать пилотную серию. Пилотный эпизод «Клетка (The Cage)», с Джефри Хантером, в роли командира звездолета Кристофера Пайка, была отснята в конце 1964-го года, по тем временам, она считалась самой дорогой пилотной серией в истории. Сюжет эпизода описывает захват капитана инопланетной расой и содержание его в клетке, похожей на клетку зоопарка, с целью размножения и попыткой обмануть его, с помощью проектирования ложных видений.
Руководство канала NBC осталось недовольно результатом утверждая, что «Клетка» слишком «церебральный (заумный)» для широкого зрителя. Этот эпизод был сдан в архив и впервые был показан лишь в 1988 году. Предприняв шаг, который и сегодня считается выходящим за рамки, они заказали еще одну пилотную серию, но с оговоркой, произвести множество изменений, среди них смена пола помощника капитана с женского на мужской и замена большей части актерской группы. Сам Хантер наотрез отказался сниматься в еще одной серии. Родденберри настоял хотя бы на одной уступке, и упросил оставить героя полу-инопланетянина Спока, руководствуясь тем, что его появление на командном мостике звездолета, будет являться напоминанием о том, что речь в сериале идет о будущем.
Осенью 1966-го началась трансляция сериала, но на этом, трудности постановщиков не закончились. Компания, которая не была довольна рейтингом, сократила бюджет, изменила время трансляции и концу второго сезона, даже объявила о намерении снять его совсем. Она отступилась от своего первоначального решения из-за огромного потока писем фэнов, снятие сериала было перенесено на конец третьего сезона. Тем временем, «Десилу» была куплена концерном «Гальф+Вестерн (Gulf+Western)», который слил ее с «Парамаунт Пикчерз (Paramount Pictures)»
После отмены сериала, он прошел синдикацию, то есть, был продан для повторного показа по каналам местного телевидения. Было ли это магическое взаимопонимание между исполнителями главных ролей, была ли это космическая гонка, которая достигла пика при высадке на Луну в 1969-ом году, или может быть социальные перемены, которые поразили США в конце шестидесятых и во главе, борьба за равноправие всех граждан, а также культура хиппи (Hippies), которая занималась самопознанием и поиском утопий. Так или иначе, интерес к повторным трансляциям сериала возрастал и в «Парамаунт» постепенно понимали, что у них в руках золотая жила.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:- Идея телепортатора (траспортатор, transporter), одной из технологий напрочь связанных со «Звездным путем» и позволяющей телепортирование объектов и людей с места на место вообще, и в том числе со звездолета на поверхность планеты, в действительности, родилась из-за бюджетных трудностей: съемка сцен, в которых челнок покидает корабль и приземляется на поверхность планеты, удорожает постановку. Эта особенность интересна в свете того факта, что в сериале «Энтерпрайз» ситуация пропорционально обратная: действие сериала происходит во времена, когда технология телепортатора еще в пеленках, но несмотря на это, бюджет самого сериала в несколько крат превышает бюджет классического.
- Коммуникатор (communicator) считается в глазах многих, прототипом сотового телефона, если не с технологической точки зрения, то хотя бы в плане дизайна.
(первый в мире сотовый телефон-раскладушка Star Tec, был создан американской компанией Моторола, скорей всего его прототипом был именно коммуникатор, даже название звучно с названием сериала - пр. Дядя Фёдор)- Три главных героя (Кирк, Спок и Маккой) глазами Родденберри выглядят иногда, как три разные стороны одной личности (лидирующая, рационалистичная и человечная, соответственно). Из-за того, что в экранизированном произведении невозможно «влезть» в мысли героя, как в печатном, этот метод наглядно иллюстрирует зрителям, способ принятия решений.
- Поцелуй Кирка и Ухуры (в эпизоде «Пасынки Платона») - это первый межрасовый поцелуй на американском телевидении.
- НАСА (NASA) - Американское Агентство по Космическим Исследованиям, назвала многоразовый челнок «Энтерпрайз» после того, как получила бесчисленное (по некоторым данным, около 400.000) количество писем поклонников «Звездного пути».