О глобализации, массах, и немного о рекламной фотографии№ 1
Автор: Gvalakhir
Дата : 20-09-04, Пнд, 17:22:27

Самоотверженная речь Мизантропа               
            или
О Глобализации, Массах и совсем немного о Рекламной фотографии.


"Человек такая скотина, ко всему привыкает"
                                           народная мудрость.

"Вместо горла - темный вечер.
Вместо буркал - знак деленья.
вот и вышел человечек, представитель населенья"
                                     И. Бродский, представление.

"Циник презирает массы, поскольку видит интеллектуальную ничтожность толпы,
однако более того, он презирает Власть, руководящую толпой"
                                           из разговоров с лектором филфака, профессором Д. Леви.

Одна из довольно устаревших, оригинальных ( и осмеянных писателями фантастами) эволюционных теорий гласит,
что человеческим прогрессом движет лень: т.е. человек на протяжении веков изобретал "насадки" и "примочки"
дополняющие его тело, будучи побужден корыстной целью - меньше работать... Вот вам и изобретение плуга и колеса.
И вот, 5 тысяч лет спустя...

Величайшим изобретением 20-го века отнюдь не является ядерная бомба, и даже не интернет и не телевидение, и уж точно не сотовый телефон... Величайшим изобретением 20 века являются: торговые центры!
Вот она, современная реальность описанная (как визуально, так и вербально) Ворхолом и Пелевиным. Массовая культура, которую в 30-х, а позже, в 60-х годах порицали Т. Адорно и М. Маклухан - захлестнула нас, убаюкивая сладкими байками, делая человека все ленивее, затягивая его все глубже и глубже, подсоединяя его
к "информационному вымени" средств массовой информации, атрофируя личность индивидума под предлогом удобства и общедоступности. Заметьте, Мы уже не работаем, а точнее не зарабатываем ради того чтобы купить нечто необходимое,
все, абсолютно все, стало доступным... Вещи потеряли свою цену,значение...
Тебе не нравится купленный обьект? Иди и выбери из десятков тысяч таких-же - другой, изготовленный на том-же конвейере.

Современному человеку больше не нужно свое тело, с помощью "Теле"-примочек, оно стало изжитком прошлого, Интернет и сотовая связь размыли как территориальные, так и границы общения. C "помощью" теле-добавок, человеческое тело тало "безграничным","бесконтурным", телевизор и телефон, интернет и прочие средства позволяют Homo modernus - увидеть дали, не вставая из кресла, интерактировать с другими индивидумами - не находясь
рядом с ними физически. Однако все эти "расширения" тела, несмотря на свою универсальность - лишают индивидума
"ощущения". Будучи ограничены механическими рамками, они не в силах передать чувство, "переживание". Таким образом,
мироощущение Homo modernus - кастрируется. Однако, не надо впадать в крайности по этому поводу. И не надо убегать от цивилизации...
Я вовсе не агитирую стиль жизни консервативных ортодоксальных общин (Квакеры например), или побег, куда нибудь на вершину Памира. Просто напросто - нужно принять описанный выше опус к сведению, и усвоить следующий факт: Информативная природа новых медиумов - отлична, однако эмоциональная сторона - оставляет желать лучшего. Просмотр канала National Geographic не передаст вам ощущение, скажем, погружения на
глубину 100м, или Извержения вулкана. Все это надо испытать на своей шкуре, "живьем", чтобы понять, (словами Булгакова, "чтобы знали" ) а не сидя перед экраном, почесывая пузо, или мусоля страницы журнала. Все механико-электронные "аксессуары" призванные "дополнить" человеческое тело ведут к лени, однако, лени, скорее эмоциональной чем физической.

Кстати, по этому поводу хочу привести Даосскую Байку (пардон, имена персонажей и мест - забыл напрочь) Жил был странник. Много лет ходил он по дорогам мира и многого насмотрелся. Массами - гораздо легче управлять, в толпе индивидум теряется. И слыл он мудрецом, ибо наблюдая за происходящим вокруг - "впитывал" в себя знания. И вот, в одном из своих очередных странствий, он наткнулся на доброжелательного деда, Даосского монаха,
который всю жизнь занимался тем, что каждый день поднимался на соседний холм с двумя ведрами, доходил до колодца, привязывал к веревке ведро, опускал в колодец, вытаскивал полное ведро (ну я надеюсь суть ясна? всю процедуру не надо описывать?). И так по
нескольку раз в день. Посмотрел на него странник, и спросил: "не хочет ли он облегчить эту процедуру?". Заинтригованный монах поинтересовался: каким именно образом. Странник терпеливо и доходчиво обьяснил ему принцип работы колодезного журавля (палки с противовесом), дабы не тянуть тяжелое ведро наверх своими силами. В ответ на что, добрый дедушка рассердился настолько, что чуть не надавал страннику по бровям, вопрошая его "а в чем тогда заключается смысл сделанного ???"...
Вот вам и бездушные "Апгрейды", диктованые ленью...

В качестве одного из примеров многоликих аспектов современной потребительской культуры можно рассмотреть рекламную фотографию.
Я уже как-то писал о том, что недостаточно сделать хороший снимок, что для того чтобы снимок затронул душу, необходимо передать посредством фотографии ощущение...
Глядя на подавляющее большинство фоторекламы - испытываешь одно из двух чувств: либо призыв "купи", либо отвращение от технически-хорошего, но "мертвого" снимка. Только не надо это оправдывать тем, что фотореклама мол, делается "на заказ", что
мол, заказ зачастую не зависит от фотографа, и что к фотографии добавляется текст. Насчет текста скажу сразу, именно текст иллюстрирует фотографию, а не наоборот. Ботичелли тоже, между прочим, творил "на заказ", а вместе с ним, такие киты современной рекламной фотографии как: В. Клавихо_Телепнев, Н. Найт,
Аведон, Х. Ньютон и прочие... Полистайте такие "потребительские" журналы как The Face или ID, на худой конец, просто пройдитесь по улице и поглазейте по сторонам. Вот вам налицо: "Искусство для масс"... Как человек, стоящий по другую сторону объектива, хочу сказать вам - сей факт весьма печален...
"Удачная" Рекламная фотография рекламирует не столько сам продукт, сколько ощущение, "маску". И потребители, примеряя на
себе этот фото-шаблон толпами устремляются за рекламируемым товаром, в надежде "выглядеть как", а точнее, "ощутить себя как"...
О! беспомощность человеческой психики! Если д-р Фрейд раскрыл бессознательное в Индивидуме, то старички Маркс и Юнг - явили миру бессознательное в социуме. Я очень люблю фотографию и очень болезненно реагирую на ее "испошление".
Не гнушаясь, однако, рекламной сьемки я прекрасно осознаю что принес этот медиум 21 веку.

А вот еще наглядный пример: рекламная кампания японской фирмы "Live-Buy-Consume-Die" (живи покупай употребляй умирай).
Это господа не только рекламный лозунг, это афоризм нашего общества, невеселая, самокритичная философия 21 века...

С начала периода индустриализации, в конце 19-го века, появилась возможность штамповать вещи. т.е. "клонирование" как таковое появилось еще 100 лет назад. Именно тогда, Адорно определил разницу между "Искусством для масс" и "Искусством масс". Именно тогда искусство и ремесло стали порознь. Кстати, так, к слову: в Иврите - семантическая разница между "Искусством" и "Ремеслом", является изменением одной лишь буквы!!! Поменяйте первую гласную "А" на "О" в слове "Аманут".... Как-же тонка эта черта, а?
Вот вам и ширпотреб - ремесло... А вы не заметили что как грибы начали рости проекты типа Imagebank, и увеличилось количество качественных репродукций?
Искусство, как выразился В. Беньямин, утратило свой "нимб", свой культовый смысл....
Но, с 19 века, скажет читатель, средний показатель уровня образования среди населения вырос в десятки если не в сотни раз! Я вас обрадую! Человек использует свой мозг от силы на 20% от общего КПД, в том числе и в процессе "кромсания гранита науки". Вырос уровень "общего" образования, в рамках которого индивидуму дается некая базовая основа (общая для всех), и, некие данные в специализированной области (академическое
образование). Однако это далеко не то, чем можно определить развитие индивидума. Человек должен быть многосторонен, мало того, для того чтобы он
действительно развивался и смог внедрять ( с пользой для себя) в жизнь свои знания необходимы: духовно-эмоциональный рост, и "воля к движению"(drive),
нежелание стоять на одном месте. Люди творческих профессий меня поймут. Кстати среди фотографов ходит такое выражение "нельзя долго оставаться на одном месте, глаз замыливается". Теперь посмотрите, что говорится, в "en masse" - каково количество людей, пользующихся благами механико-электронных "аксессуаров", заставляя их работать для себя а не "вместо" себя? Это неспроста....
"Фи...", скажет читатель, "феномен обывателей уже был описан Антоном Павловичем Чеховым, ничего нового в этом нет!"
Однако во времена Чехова:
А. под частую обывателями никто не манипулировал,
и Б. они не были подвержены ежедневной "нейронной бомбардировке".

Человеческий мозг - одна из неразгаданных загадок, занимающих ученых и по сей день. И хотя благодаря трудам био-психологов и нейрохирургов
занавес загадочности начинает медленно приподниматься, мы все больше предполагаем, чем располагаем, конкретными данными.
Именно благодаря Аутистам, было получено представление о механизме восприятия. А если сопоставить результаты этих исследований с
научными трудами исследующими воздействие одного из современных медиумов на индивидума (телевизора например) - рисуется любопытная картина.
Давайте разложим ее по полочкам...
Каждую секунду человеческий мозг воспринимает "гигабайты информации", заметьте, воспринимает. Это еще не значит обрабатывает. Потоки информации
передаются посредством нейронов к мозгу, который в свою очередь "фильтрует" возбудители внимания, откладывая "перифериальную" информацию в сторону.
Однако она не исчезает, она остается в памяти. Таким образом, помимо информации извлеченной из "центра внимания" наш мозг получает порядочную дозу
"визуального мусора" (и это при условии что в данном примере рассматривается лишь одно из чувств, а не совокупность, так как это происходит на самом деле).
Причем, этот самый визуальный мусор - оседает в подсознании. Отсюда, посредством "пассивной" передачи информации (как в случае с телевизором), можно
"преподнести" зрителю гораздо больше информации (на подсознательном уровне) чем в случае с "активным" медиумом (газета, где мозг должен напрягаться...
Результаты были описаны М. Маклуханом в "Media Hot and Cold", И бесподобно экранизированны С. Кубриком в "Заводном Апельсине". Прекрасно, скажет читатель,
однако, какое это имеет отношение к тексту опуса? Самое что ни на есть прямое! Вдумайтесь, сколько визуального мусора оседает в вашем подсознании при
посещении торгового центра... При этом возьмите в расчет известное "стадное чувство" и "мультимедийность" мусора (звуки, текст и.т.д.)... При этом количество
возбудителей такое, что мозг (оставаясь пассивным) принимает уже терабайты (а не гигабайты) информации... Среднестатистический Аутист в таком случае просто "отключится". Теперь можно понять героя (а точнее Антигероя) романа Парфюмер, Зюскинда: Будучи ошеломлен "не ускользающим" от восприятия мусором - он
попросту сбежал от цивилизации...

Вернемся к торговым центрам, массы потребителей, интоксицированные актом покупки - морально слабы, как уже указано выше,
в толпе индивидум теряется. Поэтому массами легче управлять. Сей факт вначале был принят на вооружение религией, ну а дальше дело истории:
фашисткая и коммунисткая пропаганда и.т.д. Толпу слоняющуюся по торговому центру - легче направить. Она (толпа) уже далеко не бесцельно
слоняется... Я не буду подробно описывать феномен "Стадного чувства", или "психологию масс" это уже сделали до меня... Хочу лишь обратить внимание на побочные эффекты, выражающиеся как в повседневном поведении человека, так и в сложившемся мировоззрении
Человека современного.

Вот например...
Homo modernus направляется в музей не для того чтобы воочию наблюдать произведение искусства, а скорее для того чтобы подойти и сравнить с уже увиденными экземплярами. В момент "рассматривания" происходит своеобразное "сравнение ощущений", ведь он (человек) уже видел Мону лизу \ подсолнухи \ девочку с персиками (нужное вставить) на сотнях репродукций до посещения музея, сакральный акт созерцания превращается в "отметку", "подведение галочки" - посетил музей, посмотрел на.... То-же самое уместно относительно путешествий, сфотографироваться на фоне Эйфелевой башни и поместить фотокарточку в альбом. Сегодняшний путешественник путешествует не высовывая носа из журнала - брошюры туристической компании... Ощущение \ Переживание отходит на второй план... Почему? А потому что из-за доступности, действия потеряли свой смысл,
а вещи цену...
Нет это не плач Ярославны по 19 веку, и не месса трудам Адорно, это просто констатация фактов. Вы не заметили деградацию нашей цивилизации в попытке найти свою "аутентичность"? Посмотрите на прилавки аудио-магазинов, пресловутые восточные арки в современной архитектуре, пошив одежды... Давайте задавим потребителя Напевами негров на языке Суахили, оденем его в мексиканское пончо, вручив ему медитационные шарики и напоследок накормим бурекасом. Проблема заключается отнюдь не в попытке выделить "аутентичность", в ее популяризации и доступности (на глобальном уровне). Где фантасты мечтавшие о Метрополисе??? Проснитесь!!! Мы уже давно в нем живем, и ничего хорошего в этом нет...

Получаете ли вы удовольствие от просмотра почты, встав утром? Это же такое благо, быть ежедневно информированным о мероприятиях в близлежащих магазинах!
Разве вы не не испытываете резкого желания поехать на Ибизу, рассматривая из окна машины пышногрудую девушку на рекламном щите?
А каково ваше моральное удовлетворение от задушевного разговора с D2D Агентом, или скажем, представителем телемаркетинга?
Может вас не устраивает общедоступность китайских ресторанов, суши баров, или скажем фалафельных???
Как же вы можете быть недовольны? Ведь словами песни Pink Floyd: "You have thousands of channels of shit on a TV to choose from"....
Нет, скорее всего вы грустны из-за того, что кто то опередил вас, купив в сувенирном магазине "аутентичный" щит африканского племени Джембе!
А может из-за того, что у ваших детей не накопилось достаточного количества Покемонов, или скажем, Игральных карт Юги-Йо ???
Не так ли?!
Добро пожаловать в общество счастливых рабов господа!

Всё, пойду стричься в монахи, в буддистские!
Уйду в Даосский монастырь и буду созерцать гальку...
Или на худой конец в академгородок, куда нибудь в Новосибирск!

P.S. Прошу прощения за возможные ляпусы в стиле "великая могучая Русская языка"!

Amor Fati,
Gvalakhir 2004
If the subject is too small - come closer...
[ 21-09-04, Tue, 0:26:29 Отредактировано: Gvalakhir ]
[ 21-09-04, Tue, 0:30:01 Отредактировано: Gvalakhir ]
Профиль 

О глобализации, массах, и немного о рекламной фотографии№ 2
Автор: Lamer On Line
Дата : 20-09-04, Пнд, 18:14:43

Вообщем, я обычно такие длинные посты не читаю, но делать просто нечего было.
Вообщем есть такой анекдот:

Приходит значит Ламер к системному программисту, и тыча пальчиком в листик распечатки спрашивает:
- Где у меня тут ошибка ?
- В ДНК у тебя ощибка.


P.S. Каждый может выбрать роли для себя сам.
Профиль 

О глобализации, массах, и немного о рекламной фотографии№ 3
Автор: Sergei Aviv
Дата : 21-09-04, Втр, 02:37:09

Спасибо, за интересную статью
Профиль 


Вы не зарегистрированы либо не вошли в портал!!!
Регистрация или вход в портал - в главном меню.



 Просмотров:   004255    Постингов:   000003