Много людей на белом свете и различаются они не только цветом кожи, национальностями и обычаями, но и стилями поведения и ведения разговора. Вот например, говорят, что какие-то нации любят разговаривать между собой, стоя друг к другу на очень близком расстоянии (лицом к лицу), а какие-то на некотором удалении. И говорят, интересно наблюдать, когда представитель первой национальности разговаривает с представителем другой, первый старается приблизиться, а второй - отдалиться. Я хочу порассуждать на обозначенную тему, как бы сам с собой, может кому-то будет интересно почитать, а кому нет, то просто пусть пропустит мимо мои "исследования". Когда-то раньше условно подразделяли стиль общения на "американский и "английский". Под американским имелось в виду такое панибратское общение, когда хлопают друг друга по плечу, по спине, толкают в бок по-дружески, конечно. Называют друг друга "старик" и т.п., ведут себя запросто. Английский стиль подразумевает некоторую чопорность, официальность, сугубо вежливые отношения, строгость в поведении. Стиль поведения человека зависит, конечно, от воспитания, образа жизни и среды общения. Это и понятно, обычно человек автоматически старается вести себя и разговаривать подобно тому, как говорят в том коллективе, в котором он оказался. Говорят: "С кем поведешься, от того и наберешься", и еще: "В чужой монастырь со своим уставом не суйся". Как-то один чудак критиковал меня за употребление пословиц в своих корыстных целях, что мол я стараюсь подкрепить свои неубедительные, неаргументированные мнения поговорками и пословицами. Что много есть поговорок, противоречащих друг другу, поэтому употребление их ничего не доказывает. Да причем утверждал так настойчиво и убедительно, что я было чуть не отказался употреблять пословицы, но потом решил пренебречь его мнением, иногда пословицы сами так и лезут в голову, когда кстати. Думаю, кроме этих еще много можно выявить стилей общения. Например, простонародный стиль, стиль общения начальника с подчиненным, нахальный стиль, стиль диктата, не допускающий противоречий, унизительный стиль, стиль просителя etc. Дружеский и товарищеский стили наиболее благоприятны для человека и обычно стараются их выбирать для общения. А стилей поведения в семье может быть такое множество, что и описать невозможно. Тут меня могут обвинить, что я свалил в кучу стили из разных сфер или плоскостей. Да, я тут действительно рассуждал несколько спонтанно, признаю, но думаю, в общем понятно. И еще хочу попробовать выделить стили ведения разговора, речевые стили. Как-то не встречаются рассуждения и мнения о манере ведения разговора. А вопрос этот очень интересный. Употребляют выражения: сухой стиль, газетный стиль, плакатный стиль, литературно-журнальный стиль, стиль учебника, разговорный стиль, официальный стиль, приказной стиль и др. Чаще всего люди разговаривают просто, не задумываясь особо, говорят, что думают, и все. Что на уме, то и на языке. Но чтобы так запросто говорить, надо быть уверенным в нормальном, благожелательном, лояльном настрое того, с кем разговариваешь. Быть четко уверенным, что тот кто слушает, не упрекнет в неудачно сказанном слове или выражении. Мысли должны быть заняты только тем, как бы более правильно и точно выразить то, что хочешь сказать. Это идеальный вариант, разговор с понимающим, дружественным собеседником. Но часто человек не уверен в том, что его высказывания и мнения воспринимаются именно так, как ему бы хотелось. Из-за этого чувства неуверенности человек начинает изъясняться извиняющимся тоном, часто повторяя слова извинений и напоминая, что это только его мнения, которые он никому не навязывает. Хотя изначально всем и всегда ясно, что вся, что любой человек высказывает - это только никого не обязывающее его личное мнение, не более того, если это не является прямым приказом или указанием. Но человек вынужден говорить таким извинительным тоном, потому что часто тот, кто слушает, раздражается, если высказывания говорящего не вписываются в установки и положения слушающего. Многие люди не умеют правильно и культурно выслушивать и понимать собеседника. В культуре разговора и спора часто бывают сбои. Откровенно говоря, мне не нравится такой полупросительный стиль разговора. Очень распространен стиль разговора, когда один, а чаще оба собеседника применяют в разговоре практически постоянно всякие ласкательные, приятные слова, уменьшительные и ласкательные имена, похваливают друг друга, ну и извиняются без конца и просят не обижаться. Вежливость просто льется через край. Я вообще-то не берусь оценивать и анализировать этот стиль разговора. Откровенно говоря, мне он почему-то не очень нравится. Но уверен, что это не тот случай, когда "петушка хвалит кукуха за то, что хвалит он петушку". Может быть, здесь срабатывает фактор, что труднее возражать, когда к тебе так нежно и ласкательно обращаются. На это есть неосознанный расчет. А потом люди привыкают к такому стилю и начинают употреблять его всегда, он становится обыденным, тривиальным. Пусть говорят, если нравится и людям кажется, что так легче переносить превратности жизни. Я ничего против не имею. Но еще хотелось бы заметить, что отношение к людям строится не на основании их стиля разговора и стиля поведения, а в зависимости от их сущности, которая распознается в процесс всего разностороннего общения. И бывает, что молчаливый человек, из которого трудно бывает выдавить несколько сухих фраз, более симпатичен, чем иной балагур-весельчак, надоевший своими бесконечными комплиментами. Стиль, которым чаще пользуется тот или иной человек, много говорит о человеке. Может быть именно употреблением определенного стиля человек и хочет выразить свою сущность, предпочитаемые им взаимоотношения в разговоре или споре. Каждый имеет на это право. Но надо уважать права и других, об этом иногда забывают. И еще, если человек в разговоре на серьезные темы не применяет шуточки, "ужимки и прыжки", то это вовсе не значит, или не всегда значит, что этот человек вообще не понимает шуток и юмора. Да и юмор бывает разный, много очень "дешевого" юмора. А настоящий хороший юмор требует наличие достаточного ума тоже. Ну и пока все, "Делу время, потехе час". Ну и разнесет же меня сейчас в пух и прах какой-нибудь не любитель применения в разговорах и дискуссиях пословиц и поговорок. Надо подумать, как подготовиться к экзекуции. |