Чтобы человек соблюдал моральные правила, необходимо, чтобы у него было глубокое понимание необходимости соблюдения этих моральных устоев, чтобы это понимание впиталось ему в кровь, стало его неотъемлемой частью. Такие качества человеку могут быть привиты только в процессе его воспитания, начиная с младенческого возраста. Именно поэтому так велика роль воспитания. Правильно воспитанный человек старается выполнять моральные нормы не потому, что если он их будет нарушать, то его осудят друзья, соседи, какие-то свидетели, кто-нибудь. Он просто иначе не может, он чувствует себя комфортно только тогда, когда выполняет усвоенные моральные нормы. Он никогда не будет задавать вопроса, ему в голову это не придет: "Почему я должен соблюдать эти нормы, а может я хочу свободу от этих норм". Ему это не нужно, он и так свободен, ведь свобода - это познанная необходимость, он познает необходимость соблюдения моральных норм. Так что, если у человека возникает проблема с моралью и ему хочется выйти из рамок морали, это признак того, что он не воспитан правильно, не подготовлен к жизни на необходимом моральном уровне. Это дефекты воспитания, и ничего удивительного в этом нет. Лекарство от этого - самовоспитание, самоусовершенствование. Культурные и воспитанные (возможно с дефектами) люди обычно занимаются этим всю свою жизнь. Из этого же можно сделать вывод о том, как велика в обществе роль воспитания и образования. Но средств и внимания на это у общества обычно не хватает. |