Очень хочется принять участие в разговоре: тоже наболело за почти 30 лет работы в школе и в вузе в Союзе и в России. Беда моя, что печатаю плохо и медленно. Поэтому попробую как можно короче. 1. Есть и там, и здесь разные школы. В моём случае- это сначала школа на окраине большого города, где были дети преподавателей вузов и дети сидевших на "химии". Кстати, семья могла, как помогать в учёбе, т.е. поддерживать и всячески поощрёть стремление учиться "без дураков", так и воспитывать потребительское и наплевательское отношение к учению и пренебрежительное к учителю и его профессии.Социальная группа роли не играла и не играет. (Вспомнилось последнее выступление Хакамады перд молодёжью, где она сказала буквально следующее:"Раньше я была такой училкой, скукоженной, зажатой..." ). Потом в моей жизни была престижнейшая гимназия, куда детей набирали по конкурсу и где "на выходе" из 120 учеников-54 получали медали. Согласитесь, что если бы дети из той или другой школы писали бы тесты, результаты были бы не сопоставимы. 2. Гимназия, где я имел честь преподавать, участвовала в проекте "Гармония"- проект обмена школьниками и обучения их в другой стране и в другой среде. Наши дети обучались в течение года в США, а американские школьники у нас, правда не по году, а всего по три недели. Наши гости не осваивали математику и не понимали её, а ведь гимназия была гуманитарная и преподавание математики было откровенно слабым. Зато те, кто уезжал на учёбу в Штаты, вернувшись взахлёб рассказывали, что можно выбрать уровень обучения, соответствующий твоим способностям и не надо учить всё одинакого, как в России. (Хотя предполагалось, что в гимназии классы специализированные с углублённым изучением одного и, соответственно, сокращённым -другого). Наши ребята называли уровень обучения в США примитивным: то, что они у себя изучали, к примеру, в 6 классе, там шло в 9 и т. д. Тем не менее США, как я понимаю, судя по этим тестам, опережает и Россию, и Израиль. 3.Израильскую школу я,конечно, знаю плохо, ибо всего третий год в стране, но судя по детям знакомых и коллег по работе, могу сказать, что картина та же самая:есть школа и школа. Даже в одной школе классы могут быть разными: в одном заводилы те, кто обладает знаниями, а в другом-учиться хорошо неприлично. К чему я это всё написал?! Мне кажется, что наряду с объективными недостатками школьного образования здесь, которые частично в дискуссии были задеты, есть ещё слепая вера в результат тестов. Но ведь неизвестны критерии, по которым, например, оценивалось понимание прочитанного, а я как учитель литературы знаю, что это ой как субъективно. Так что тот, кто хочет, чтобы его ребёнок получил хорошее образование, должен прежде всего научить его любить знание, а не оценку. Развивать его (ребёнка) любознательность с младенчества, тогда и здесь можно будет найти единомышленников и дать нормальное среднее образование, а уж дальше- его выбор и профессии, и университета (не обязательно в Израиле)., где учиться. |