В прокате Израиля
  • Место в раю
  • Операция "Копьё"
  • Вифлеем
  • Молодость
  • Кто боится серого волка?
  • Водопроводчик
  • Охота на слонов
  • Чудеса
  • Ложь во спасение
  • Путешествие Игоря и журавлей
  • Бананы
  • Городская легенда
  • Рок в касбе
  • Последние стражи
  • Не в Тель Авиве
  • Баллада плачущей весны
  • Заполнить пустоту
  • Пять разбитых камер
  • Реставрация
  • Бешенство
  • Проникновение поодиночке
  • Путешествие начальника отдела кадров
  • Внутренняя грамматика

  • Подписаться на новости сайта



    Rambler's Top100

    Весь русский КИНО-интернет.


     21596342 

    Тексты

      Aтональный мотив для шофёра с трубой 10-01-03
    На протяжении ста с небольшим лет существования кинематографа ведущей кинодержавой на этом поприще являются Соединённые Штаты Америки. В других областях искусства американцы не особо отличаются выдающимися достижениями, да и в кино Голливуд, несмотря на передовые позиции, не славится ценностью своей продукции. Всем известно что это очень хорошо налаженая индустрия и только малая часть американских фильмов (в основном независимые постановки) достойна признания и уважения.

    Несмотря на использование приевшиxся моделей и жанров, несмотря на бездарных актёров, ставшиx звёздами исключительно благодаря своей внешности, несмотря на отрицательное отношение интеллектуальной элиты, американские блокбастеры собирают в прокате больше денег, нежели любой другой фильм местного производства. Даже в странах с такими давними традициями кино как Россия, Германия, Франция, местные шедевры уступают в гонке за зрителем. По логике вещей такого происxодить не должно, потому что своя культура и язык ближе и интереснее чем Джулия Робертс, кока-кола или МакДональдс, но тем не менее во всём мире почитают янки и всё с ними связанное. Конечно глобализация затронула не только сферу кинематографа и существует не одно исследование такого явления как "американское культурное вторжение", но по большому счёту, я вижу основную причину этому процессу в следующем: кино - это вид искусства, который позволяет каждому к нему приобщиться.

    На заре кинематографа Америка была переполнена эмигрантами, которые не могли потреблять культуру на английском языке и немое кино заменило им книги, газеты, а заодно и всё остальное. Вдобавок, по сути своей, кинематограф позволял любому простолюдину смотреть и понимать фильмы того периода без каких-либо затруднений связанных с образованием и интеллектом.

    В Европе всё происxодило немного по другому. Как изобразительное искусство, литература, архитектура и любая другая культура, были привилегией небольшой горстки образованой и богатой аристократии, так и кино стали делать интеллектуалы и не совсем для народа. Со временем и европейский кинематограф примет американский путь развития, поняв, что фильм - это такой же товар как и всё остальное. Но по сей день именно американцы находят самый общий знаменатель, самые популярные точки, на которые надо воздействовать чтобы зритель пошёл. Таким образом в XX веке обострился вечный конфликт между искусством во имя искусства и искусством ради денег. А тоталитарные режимы (да и демократические тоже) добавили масла в огонь, введя понятие "кинематограф на службе у идеологии", сделав его инструментом пропаганды и агитации.

    В кругах киношников и к ним приближённых очень любят произведения затрагивающие проблемы смысла, сути и природы искусства. Поэтому неудивительно что дебютный фильм Павла Лунгина "Такси-блюз" получил в Каннах в 1990 году Золотую Пальмовю Ветвь за лучшую режиссуру. Мне кажется что кроме многих других достоинств фильма, одним из главных, для жюри, стала тема условного противостояния между двумя типажами представляющими различные стороны одного целого, называемого народ. Где правда? У гения-саксофониста вращающегося в богемных кругах, или у мужика-таксиста, возвращающегося после тяжёлого рабочего дня в убогую коммуналку.

    Если посмотреть какие советские-русские кинокартины получили признание за рубежом, то можно заметить интересную тенденцию. Впрочем это касается не только России. Получить Оскар за лучший иностранный фильм или выиграть один из главных призов на ведущиx мировых фестивалях не способен фильм узкой национальной направленности. Россия, как и вся славянская Европа, в глазах развитых капиталистических стран до сих пор экзотика. Пусть ближе по духу чем Япония, но всё равно этакая чудная зверушка. Поэтому, чтобы фильм действительно оценили, помимо всяческих художественных и технических достоинств, необходимо раскрыть нужную тему. В первую очередь любят фильмы, которые говорят об общечеловеческих ценностях. Например "Летят Журавли" в 1958 стал лучшим фильмом на лучшем фестивале планеты в Каннах, а "Москва слезам не верит", показавший как выглядит американская мечта в условиях загнивающего социализма, получил Оскар за лучший иностранный фильм в 81. Во-вторых, мировая элита (американская в особенности) обожает ленты разоблачающие противоположную капитализму систему ценностей, так как её видят на Западе. Такой фильм как "Утомлённые солнцем" не мог не получить Оскара, что он и сделал в 1995.

    В "Такси-блюз" Павел Лунгин, сценарист и режиссёр, совместил оба этих критерия и в результате - невиданный успех для режиссёра-дебютанта. Конечно без протекции не обошлось. Алексей Герман, будучи одним из членов жюри, сказал своё слово, но вручение наград на фестивалях вообще особый разговор, без предвзятого мнения там не обходится.

    На фоне тотального безобразия и безвкусия картин постперестроечного советского периода "Такси-блюз" выглядит ещё более замечательно, выгодно отличаясь от дешёвых комедий и тупых боевиков, коими были заполнены кинотеатры и телевидение того времени. Правда работал Лунгин немного в других условиях, чем те которые могли предоставить "Мосфильм" или любая другая советская киностудия. Фильм снят на французские деньги и сам режиссёр неразрывно связан с Францией, живя и творя там уже многие годы. На мой вкус, "Такси-блюз" должен был стать культовым фильмом, хотя бы в определённых кругах, но как ни странно, не многие знают о его существовании. А например более сложные "Сталкер" и "Солярис" популярны и известны практически каждому, да и телевидение играет немалую роль в том, какие картины станут всенародно любимыми.

    Съёмка фильма - это совместная работа большой группы людей, но всё же принято считать, что главным является режиссёр, который соединяет все элементы в целостную картину. Тем не менее, можно заметить, что некоторые ленты своей изысканной неповторимостью обязаны не режиссёру, а сценаристу или оператору. В "Такси-блюз" такой изюминкой стала игра актёров. Две потрясающие харизматичные личности - Пётр Мамонов и Пётр Зайченко, в жизни имели статус чем-то похожий на ситуацию своих героев. Мамонов, поэт и лидер легендарной "Звуки Му", сыгравший саксофониста Селивёрстова, был известен если не всему Союзу, то двум столицам точно. Зайченко, воплотивший образ таксиста Шлыкова, работал в провинциальном театре и не имел популярности. После этого фильма звездой супермасштаба он тоже не стал, но своей гениальной работой порадовал многих.

    Сюжет фильма сталкивает две системы ценностей, два мировозрения, два различных класса. Прогнивший насквозь интеллигент Лёша Селивёрстов, упавший с высоты лучших концертных залов до запоев, нервного срыва и пения у метро, попадает в вынужденную зависимость к Ивану Шлыкову, в прошлом спортсмену с достижениями, а ныне одинокому шофёру, с трудом отличающему один день от другого. Впрочем на почве одиночества и тоски они и сошлись, привязавшись друг к другу странной ненавистью.

    Лунгин построил свой фильм так, что в начале мы отождествляемся и сочуствуем саксофонисту, но постепенно статус героя рассказа переходит к Шлыкову. В этом и заключается гениальность "Такси-блюз", зрителю не навязывается определённая правда. Нету её ни у представителя рабоче-крестьянского класса, ни у витающего в облаках Селивёрстова. В какой-то момент они сольются в единое целое под тяжестью угнетающей системы, но дилемма отличается от проблемы тем, что нет ей решения и никогда не будет. Селивёрстов разбудил в Шлыкове ту сентиментальность и мягкость, которую с таким усердием убивала в нём любимая страна, но суровая действительность отняла у таксиста эту новую и единственную привязанность, вывернула ему душу и оставила без смысла к дальнейшему существованию.

    Пройдя через унижение и опустившись на самое дно, Лёха Селивёрстов остался таким же как и был - гением, живущим одним единственным моментом, одним единственным звуком своего саксофона, и только этим, только своей бесшабашной сущностью он выпустил на свободу то, что Шлыков пытался залить водкой и задавить двухпудовыми гирями.

    Начав писать этот креатив, я с удивлением обнаружил, что смотрел все фильмы снятые Павлом Лунгиным за 12 лет его режиссёрской деятельности. Список фильмографии таков:

    Такси-блюз 90

    Луна-парк 92

    Линия жизни 96

    Свадьба 2000

    и Олигарх 2002,

    который совсе недавно промелькнул в израильском прокате под названием "Тайкун". Возможно он и сейчас там мелькает. Валла мадрих сратим к вашим услугам. А я настоятельно рекомендую посмотреть "Луна-парк" о любере-расисте, обнаружившем что его отец еврей.


    Костико Цукерка

    Просмотров:3889 

    Оставить комментарий Обсудить на форуме


    Поиск по сайту ?