В прокате Израиля
  • Место в раю
  • Операция "Копьё"
  • Вифлеем
  • Молодость
  • Кто боится серого волка?
  • Водопроводчик
  • Охота на слонов
  • Чудеса
  • Ложь во спасение
  • Путешествие Игоря и журавлей
  • Бананы
  • Городская легенда
  • Рок в касбе
  • Последние стражи
  • Не в Тель Авиве
  • Баллада плачущей весны
  • Заполнить пустоту
  • Пять разбитых камер
  • Реставрация
  • Бешенство
  • Проникновение поодиночке
  • Путешествие начальника отдела кадров
  • Внутренняя грамматика

  • Подписаться на новости сайта



    Rambler's Top100

    Весь русский КИНО-интернет.


     21602704 

    Тексты

      Сближение 11-11-02
    Лучший способ заставить человека что-то сделать, это обставить всё так, чтобы он сам захотел это сделать. Лучший способ победить конкурента - предложить ему партнёрство.

    Образовавшись в первое десятилетие 20 века, Голивуд быстро занял ведущее место в мировой киноиндустрии. В 20-ых годах у него практически не было соперника по размаху съёмок и по количеству фильмов выпускаемых гигантскими киностудиями. Но спустя некоторое время, незаметно для себя, "Фабрика грёз" сдала позиции и на первое место в мире вышла германская компания UFA.

    Всё также уступая Голивуду в гигантских суммах денег вращающихся между киномагнатами, UFA выиграла бой благодаря ценности своих фильмов как произведений исскуства. Такие мастера как Фриц Ланг, Фридрих Мурнау и другие создали в кино явление называемое немецкий экспресsионизм и его влияние на исскуство сказывается по сей день. Достаточно вспомнить клип перцев "Otherside".

    Но честолюбивые американцы очень расстроились уступив пальму первенства. Переманив немецких режиссёров и их помощников в Голливуд, они практически развалили UFА. A те немногие, кто не поддались на обещания больших денег, через пару лет уехали сами, убегая от нацистов.

    Такую практику переменивания талантов Голивуд использует и сегодня. Для европейского режиссёра полноценным признанием является приглашение в США и съёмка фильма на английском языке или на американские деньги. Вот и славят новую родину на весь мир чехи, поляки, голландцы, немцы и англичане.

    Бернардо Бертолуччи не нуждается, на мой взгляд, в дополнительном самоутверждении и признании как художник, но, безусловно, условия работы с большим бюджетом расширяют его творческие возможности.

    Нельзя не вспомнить, что начинал Бертолуччи свой путь в кино, разумеется в Италии, как оператор у Пазолини и очень скоро, благодаря своей одарённости стал сам режиссировать фильмы. Но в течении 10 лет он не создал ничего заслуживающего внимания, так как был всего лишь тенью Великого Мастера Годара. Лишь в 70-м году Бертолуччи выходит из под влияния новой волны французского кино и начинает формировать свой неповторимый почерк.

    Недавно мне выпало посмотреть два фильма Бертолуччи последнего периода: Ускользающая красота (“StealingBeauty”, 1996) с Лив Тайлер и В осаде ("Besieged", 1998) с Танди Ньютон (Thandie Newton). О человеке создавшем такие фильмы можно сказать много хорошего, но словами не передать восxищение перед удивительным чувством красоты и стиля, которое ненавязчиво перескается с глубиной философской мысли.

    Пытаясь разгадать тайну любви, Бертолуччи использовал красоту будущих секс-бомб в невинном качестве творческого вдохновителя. Мы приблизительно знаем какие образы создаёт в кино Лив Тайлер, а Танди Ньютон больше знакома нам по роли подруги секретного агента Круза из "Mission Impossible 2". Но удивительно как видит женщину Бертолуччи. Конечно, перевоплотить дикую сексуальность Тайлер и Ньютон в образы которые пробуждают в сердцах окружающих что-то нежное и тёплое вместо эрекции - это заслуга не только режиссёра. Следует учесть талант актрис и работу гримёра и костюмера, но всё же способность Бертолуччи разглядеть Чувство, там где большинство видит лишь плоть и быт, и делает его одним из величайших режиссёров наших дней.

    Любовь в его картинах совсем не простое чувство и, в отличие от голливудских стандартов, героев не ждёт безоблачная совместная жизнь в браке как решение конфликта между мужчиной и женщиной.

    Остановлюсь на содержании Besieged так как это самое свежее что я видел от Бертолуччи и этот фильм довольно сильно меня впечатлил.

    Уинстон живёт в одной из африканских стран. Тоталитарный режим бросает его за решетку за вольнодумие. Его молодая жена Шандурай (Ньютон) с горя едет в Рим изучать медицину. Там она снимает комнату у доброго сердцем композитора Кински, который незамедлительно в неё влюбляется. Естественно, что он получает отказ от честной замужней женщины, но отношения между ними неоднозначны.

    Классическое развитие сюжета: Уинстон как препятствие на пути большой любви и в итоге ‘справедливость’ восторжествует. Но Бертолуччи заводит своих героев в тупиковую ситуацию и не даёт зрителю никакой развязки или возможного решения этого треугольника.

    Русские формалисты, сформулировавшие законы развития искусства, не зря назывались формалистами. И Бернардо Бертолуччи явно знаком с их идеями. Благодаря оригинальной форме, в которой он снял этот назатейливый сюжет, полтора часа пролетают незаметно, несмотря на то, что действие практически весь фильм стоит на месте. С точки зрения развития фабулы не происxодит ничего. Но монтаж и работа оператора превращают простой рассказ в произведение исскуства. Есть в этом что-то от фотографии и рисования, где мы в одном запечатлённом мнгновении видим целую историю.

    Режиссёр заставляет зрителя тщательно рассмотреть своих героев, проникнуть им в душу. Мы знаем их ровно настолько, насколько они знают друг друга не перемолвившись и десятком фраз за день. И тем не менее мир Шандурай и Кински открывается перед нами как мир необъяснимой красоты и благородной любви.

    Скорее всего этот фильм для тех в ком ещё живет немного романтики. Не в смысле китчевого ужина при свечах, а смысле любви, которой не дано осуществиться.

    Из Шандурай так и рвётся наружу сексуальность. Но если в Ускользающей красоте сексуальность девственницы Тайлер выходит на первое место в поисках единственного достойного обладать ею, то сближение В осаде - это сближение без ‘греха’, чистое и прекрасное.

    Костико Цукерка

    Просмотров:3796 

    Оставить комментарий Обсудить на форуме


    Поиск по сайту ?