95983707 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Архив

Фотогалереи Пресса Тексты и Аудио Дискография Библиография

Посягая на бессмертие  Рудягина Олеся, поэт, член Союза Писателей Молдовы    09-06-02
         
            "Не довольно ли нам пререкаться, не пора ли предаться любви!?" - так, строчками романса Беллы Ахмадулиной полушутя-полусерьёзно хотелось бы мне пригласить Вас, читатель, на десять минут отрешиться от насущных проблем: счетов за газ и электричество, уличных перебранок, сводок новостей из горячих точек планеты и... чуть-чуть воспарить! Поговорить о Душе, то есть, с Вашего позволения, о стихах и музыке, волшебный сплав которых явил удивительный жанр авторской песни.
Вот, кажется, всё о ней, о песне этой, знаешь, сто лет любишь, при случае с энтузиазмом подпеваешь друзьям с гитарой, нового не ждешь, да и, по-правде, не чаешь: нестареющую "классику" бы петь почаще - не перепеть. И вдруг! Открытие! Я - о единственном концерте киевского барда Владимира НОВИКОВА, недавно произошедшем в Кишинёве. Событие это поистине произошло, снизошло глотком чистого воздуха в безвоздушном пространстве издерганных буден. Город бил озноб, транспорт стоял, усталые люди пешком добирались с работы, а для тех, кто собирался вечером в центр, самым разумным, дабы не искушать судьбу, оставалось никуда из дома не высовываться, довольствуясь обществом телевизора. Только наиболее отчаянные и упрямые ценители бардовской песни посмели воспользоваться демократическим правом на свободу передвижения по родному городу. Однако, как бы ни был заполнен зал, настоящий артист "выкладывается" для любого количества зрителей.
Как рассказать о музыке? Как передать это состояние мистического проникновения , "впадания" в чужую боль, грусть, вдохновение, полёт, - облеченные в стихи?.. Вот он - на сцене. Еще час назад незнакомый, безымянный, существующий в каком-то из параллельных миров, сейчас - виновник твоих невольных улыбок и слёз сопричастности, свидетельства родства, "сращения" по духу!
Цыганская внешность, узкие пальцы, очень своеобразный сильный голос - то высокий, "неуютный" тенор, я бы сказала - раскалённый до бела, то тёплый, "рокочущий", усталый баритон. Такие неожиданные, зябкие перепады, умиротворения не сулящие, почти болезненные и жданные, навзрыд, взахлёб ведущие душу по оголённой мелодии.

"Он играл на трубе,
Сыпал ноты, как спелые вишни,
Будто душу его
Вёл по райскому саду Всевышний..."


Вот-вот! Наверное, эта песня на стихи "учителя" и большого друга нашего гостя - Дмитрия Кимельфельда, наиболее точно "озвучивает" впечатление исполнения Владимира Новикова. С той только разницей, что играл он на гитаре:

"...будто плакал навзрыд об умерших.
Ну, а сам взабытьи
Посягал на бессмертье,не меньше..."


В жанре авторской песни музыка, говорят, "ведомый". Поэзия главенствует, царит, музыка же призвана лишь донести сказанное поэтом до ушей слушателя. Спорить не буду. Но, право, если бы не музыка Новикова, не зазвучали бы пронзительно и жарко, не были бы вырваны из книжной тишины, из равнодушного забвенья - в сегодня, в сейчас строчки "Дон Жуана" Марины Цветаевой:

"...Но увы, клянусь Вам
Женихом и жизнью,
Что в моей Отчизне
Негде целовать!"


Годы и годы, поколения и поколения неприкаянности и безлюбья.
...Совсем иначе по-новому вслушиваешься, узнаешь,- открываешь для себя давно знакомые (любимые) стихи. Вся безмерная, безбрежная, щемящая, - необъяснимая твоя Россия - вот она:

"На заре морозной
Под шестой берёзой
За углом у церкви
Ждите, Дон Жуан!"


Так просто...
А каким током - высочайшей печали пронзают тихие, прозрачные слова неизвестного мне доныне поэта Марии Вега:

Мне будет жаль издалека
И телефонного звонка
И стука ведер поутру,
Снежка пушистого в руке
И нашей тени на песке..."


И вот из Небытия - волей Музыканта, - проявляется и встает во всей своей грозной неумолимости Судьба. По сути, судьба целого поколения первой волны русской эмиграции. Вывезенная отцом-белогвардейцем из России маленькой девочкой, очень много пережившая, поздно вышедшая замуж и скоро овдовевшая, сполна хлебнув горя, унижений, беспросветного труда и нужды, она вернулась в Россию развеять (по завещанию) над Невским заливом прах любимого мужа и - доживать в Ленинграде свой беспощадный горький век. Но, вслушайтесь!, - каким спокойным достоинством, какой любовью дышит каждая строчка, наполненная нежностью - истовой - к любому, самому незначительному мгновению на этой земле!

"О, жизнь, открой мне, научи
Как сделать, чтобы кирпичи
Простых домов и плющ огра,
И отблеск лужи голубой,
В которой теплится звезда,
Навеки унести с собой
Не в рай придуманный, не в ад,
А в бесконечное "туда!"


Когда же мы научимся жить?! Каждый день, каждый миг, не ожидая "светлого будущего", не ностальгируя по прошлому, не впадая в бессрочную депрессию или хроническое брюзжание?! Жить! Дышать. Встречать солнце. Улыбаться. Себе в зеркале, прохожим, кошке, перебегающей дорогу! Наивно? Но другой - то жизни не предвидится! Может у кого-то иные сведения, но я знаю, что все мы - "здесь и сейчас". И надо постараться быть счастливыми.
Постараться! Давно замечено, что счастье капризная и странная, мало зависящая от внешних факторов. Оно - состояние души! Зачастую прямопропорциональное способности отдавать, дарить себя людям. Артист, композитор и певец Владимир Новиков, уверена, человек счастливый! Так заряжать - заражать зал своими эмоциями, своей верой, своей энергией и получать отдачу - большое искусство. Умение - желание - удивлять и радовать новизной, находя путь к сердцам самых искушенных зрителей в наш - ничему не удивляющийся ушлый век - еще большее.
Может быть, секрет в том, что Новиков выбирает столь ёмкие, эмоциональные и певучие стихи, заключает их в такую убедительную, живую музыкальную "формулу", что создается иллюзия: не он, композитор, музыку сочинил, а само стихотворение "напело" единственно возможную мелодию. Гумилев, Адамович, Соснора, Бродский, Леопольд Стафф в переводе А.Эппеля - вот некоторые имена "соавторов" барда. Брошенный нами без сожаления 20-й век, "прорастает" в новом...
Конечно, Владимир Новиков, прежде всего, - яркий многогранный артист. За плечами - эстрадно-цирковое училище и киевский институт театрального искусства. "Играя" концерт, он легко перевоплощается. По сути, каждая его песня - маленький спектакль. И, сколь проникновенен он, одухотворен, мудр, мятежен или печален в лирике, столь безудержно весел, ироничен и едок в юмористических вещах. Сочная, свежая палитра мастерства! Естественно, что отдельные номера со временем сложились, "спелись" в три совершенно разных по настроению и философии спектакля: "Мои женщины" - на стихи М.Цветаевой, М.Вега и И.Ратушинской;"Как на старой акварели..." - на стихи Друзей автора и "Смех сквозь струны" - искромётное действо, главный герой которого - смех во всём его разнообразии. "Могло получиться так, что я ушёл бы в клоунаду", - признался Володя. Наверное, это был бы замечательный клоун - интеллигентный, радостный и - смешной (что почему-то для клоунов редкость)! Однако, призвание, видимо, ведёт талантливого человека по жизни. И "В те времена, тогда, в начале, когда мы дней не замечали" - старший брат Игорь "Влюбивший" юного Володю в авторскую песню и открыв ему большую поэзию и театр, невольно определил, "срежиссировал" будущее. Восторженность и зачарованность, с которой подростком Владимир впитывал выступления приезжих авторов Дольского, Егорова, Мирзаяна (потом приходилось всю ночь топать пешком из Донецка в родной Харцызск, а это 35 км!) - никуда не делась, просто теперь Новиков сам - "чаровальщик" . Кстати, город детства, где в добром уважительном соседстве жили украинцы, болгары, сербы, греки, русские, армяне, сослужил ему, мне кажется, неоценимую службу. "Поварившись" в столь пёстром котле смешания культур, немудрено было пропитаться духом здорового интернационализма, и не от того ль так органично, так блестяще даётся ему любой характер, любой ритм, любая стилизация в музыке: от марша до танго и романса, от блюза - до цыганочки?!
Сегодня песни Владимира Новикова звучат со сцены многих театров Украины: киевском кафе-театре "Колесо", николаевском и херсонском музыкальных театрах. Он увлечённо продюсирует киевских бардов, вкладывая заработанное в новые проекты - кассеты, компакты. В Кишиневе, кстати, добрый ветер "Мистраль" (так называется недавно открывшийся в Кишиневе новый клуб авторской песни) принёс его после пребывания в Израиле, где он участвовал в "Бард-юморине-2002" . Энергодар, Запорожье, Донецк - адреса недавних гастролей. Впереди Москва - запись нового альбома, а в недалёком будущем - большой проект концерта "Иерусалим - сердце моё" , куда съедутся дорогие всему ближнему и дальнему русскоговорящему зарубежью барды. Если задуманное сбудется, концерты пройдут по городам России, Украины и Германии.
И снова, обмирая от очень личного, острого чувства сопричастности происходящему на сцене, зрители будут тихонько подпевать, бурно аплодировать, кивать в такт и смеяться сквозь слёзы, вновь и вновь пропуская через собственное сердце электрический заряд спасительной поэзии, не дающей пропасть в мире материализованных пошлостей. Ведь, без сомнения, авторская песня - это религия! Верховное божество коей - Любовь.

"Настанет день - мы соберёмся вместе,
Не в позабытых снах, а наяву!
И наши нерассёдланные песни
Войдут в тугую память, как в траву."


А клуб "Мистраль" только набирает силу, и значит, у вас, читатель, впереди новые встречи, открытия, песни и, - я уверена - весенний ветер добрых перемен!