43963736 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Азов ( Айзенштадт ) Марк

Инфо Фото Тексты и Аудио Библиография Обратно

Азов ( Айзенштадт ) Марк Яковлевич
( 02.07.1925 - 11.07.2011 )
Писатель, поэт

Родился 2-го июля 1925 года в г.Харьков, тогда столица Украинской ССР ( ныне Украина ). В 1949 году окончил Харьковский Государственный университет, филологический факультет, по специальности русская ( славянская ) филология. С 1943 по 1945 служил в Советской армии, участвовал в Отечественной войне, лейтенант, командир взвода. 14 воинских наград, в том числе ордена «Красной звезды» ,«Отечественной войны, медали «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга» . Литературную деятельность начал в 1941-42 г.г. в кружке молодых поэтов близких к А.А. Ахматовой , в котором начинали в то же время и Валентин Берестов, и Мур ( Георгий ) Эфрон, сын Марины Цветаевой. Руководила студией Надежда Яковлевна Мандельштам, вдова поэта. Выступал со стихами по всесоюзному радио, печатался в «Пионерской правде». В 1942 году на Всесоюзном конкурсе на лучшую песню для Советской армии получил премию за «Казачью песню» ( впоследствии она стала песней кубанских казаков, Северо-Кавказского военного округа). После войны в Харькове входил в литературное объединении при Харьковском отделении Союза писателей вместе с коллегами по филфаку: Борисом Чичибабиным, Юлием Даниэлем, Марленой Рахлиной . В 1946 за рассказ «Барабанщик» получил премию Союза писателей Украины. С 1951- 1956 работал учителем русского языка и литературы в средней школе с перерывом на 195З, когда , в связи с «делом врачей» , был «изгнан» из школы. В это же время начал заниматься драматургией : написал две сатирических комедии, одна из которых ,«Говорящая кукла» послужила основой первой миниатюры для Аркадия Райкина. Вместе с Владимиром Тихвинским начал писать пьесы для театров кукол, поставленные в более, чем сорока театрах СССР, Польши, Чехословакии Германии, Румынии, Венгрии, на Кубе и т.д. Работа для театров кукол и Юного зрителя продолжалась до последних дней. Некоторые пьесы считаются своего рода классикой жанра, идут в России, Украине, странах Азии , Европы и Израиля. Тогда же в тандеме сатириков М.Азов и Вл. Тихвинский занялись профессионально эстрадной ( и даже цирковой драматургией : репризы и антре для клоунов, сценарии аттракционов , программа первого национального Украинского цирка ). В 1956 году переехал в Москву, где продолжал заниматься драматургией : сатирический репертуар популярных артистов и коллективов эстрады, театрализованные представления, обозрения-ревю в Колонном зале Дома Союзов, Лужниках, ЦДКЖ, Зеленый театр, Эрмитаж. С 1963 года , и много лет подряд , писали с Владимиром Тихвинским сценарии «Голубых огоньков» на Центральном телевидении. В 1967 году – первый фильм на студии Мосфильм «На два часа раньше». С 1959 года работал с Аркадием Исааковичем Райкиным и его Ленинградским( потом и Московским ) Театром миниатюр. С великим артистом познакомил Назым Хикмет. Первая миниатюра в программе «Время смеется» называлась ФИГ(фабрика игрушек). В дальнейшем работали над программами и миниатюрами, монологами, фельетонами для Аркадия Райкина еще не менее восьми лет. Наиболее популярными стали такие номера, как «Монологи строителей» : «Калекчество-какчество», «Пирикур»; «Записки сумасшедшего», «Тактическая задача», Монологи зверей: «Заяц» ( «Товарищ Волк знает, кого кушать» ), «Волк», «Попугай» . И особенно прижились, стали, без преувеличения, народными анекдотами «Басни с прописными моралями»: «Медведь сел на ежа…», «Лесная столовая», «Птенец высунулся из гнезда…» и много других. Аркадий Исаакович даже читал их по телевидению вместе с Костей, когда уже не выходил на сцену. Эти маленькие новеллы вошли в книжку М.Азова и Вл.Тихвинского «Точки над i » с предисловием А.Райкина ( Советская Россия,Москва.1966 ). В следующую книгу( тоже в соавторстве с Вл. Тихвинским ) «Плоский купол» ( Искусство, Москва, 1967 ) вошли рассказы, фельетоны, монологи , диалоги и притчи. В семидесятые годы М.Азов перешел к «серьезной», театральной драматургии. Пьесы шли в Москве, Ленинграда и других театрах Союза. Проза, две повести : «Капитан, дочь капитана» и «Визит Джалиты» опубликованы в «Мире приключений» ( Детская литература, Москва, 1987 и 1990г.г. )
Пьеса «Против течения», поставленная Московским театром юного зрителя, в соавторстве с кинорежиссером Валерием Михайловским стала сценарием одноименного фильма на Свердловской киностудии. Но самой важной вехой работы в кино стала работа с великим режиссером мирового кино, постановщиком «Радуги», из которой, по свидетельству самих итальянских кинодеятелей, вышел «итальянский неореализм», Марком Семеновичем Донским. В 1978 году, за два года до смерти мастера, на студии им. Горького вышел последний фильм Марка Донского по сценарию Марка Азова « Супруги Орловы». Работа для театра и кино не давала забывать о «поэтическом происхождении автора». Это выливалось в сочинение песен к спектаклям, фильмам, а там и для записи на пластинки, пленку, кассеты. Песни на стихи М. Азова писали такие известные композиторы, как Максим Дунаевский, Александр Флярковский, Александр Журбин. Кроме того, с Максимом Дунаевским создали два детских мюзикла, а Александр Журбин написал балет «Красная птица».
В 90-е годы, начали публиковаться стихи и рассказы М. Азова, которые до того писались в стол. Не только юмор и сатира, но и рассказы о войне, порой трагические, лирико – философская и фантастическая проза, сказки и притчи вошли в книгу «Галактика в    брикетах” ,изданную в Израиле в 1996 году !..В «Иерусалимском журнале» опубликовали первые рассказы на библейские темы. Рассказы и стихи вошли в антологии израильской поэзии и прозы на русском языке и в переводах, печатаются в русскоязычной периодике многих стран, включая Россию, Украину, США , Канаду, Грецию и т. д. В книгу Избранного «И смех, и проза, и любовь» ( изд.Gutenberg, 2003,Хайф а) вошла биографическая повесть «Ицик Шрайбер в стране большевиков», новые рассказы – «фантазмы» ( парадоксальные по сюжету иронические новеллы с неожиданным концом ), маленькие повести на библейские темы ( «Житие Валаамовой ослицы, рассказанное ею самой» и другие ) и драматическая трилогия: «Весенний царь черноголовых», «Ифтах- однолюб» и «Последний день Содома», поставленные в театре «Галилея».
В 2006 году в театре «Галилея» вышел спектакль: «Корабль добряков»- предупреждение о грядущей катастрофе, и готовится к постановке «Последняя любовь царя Соломона» . В 2009-м году в серии «Новая классика», изд.Эра и Летний сад, Москва-Иерусалим, вышла Книга откровений и фантазмов Марка Азова «И обрушатся горы» - историко-философская проза на библейские темы и фантастические притчи общечеловеческого содержания. «Марк Азов , создавший в театре «Галилея» Танахическую Трилогию – «Весенний Царь Черноголовых», «Ифтах – однолюб» и «Последний день Содома» - писатель, мыслящий глобальными категориями, отражающими сдвиг сознания целого поколения проснувшихся и прибывших на Святую Землю в поисках истины в начале 90-х годов. Театр «Галилея», основан драматургом в 1998 году в Назарет Илите (Верхнем Назарете) . М.Азов автор девяти пьес, поставленных театром ( режиссер Зигмунд Белевич), и актер театра.   Мюзикл- пьеса М.Азова по мотивам Шолом Алейхема " Блуждающие звезды" был показан на фестивале Славянский Базар в Витебске и получил диплом фестиваля. Всего пьесы Азова в постановке «Галилеи» получили международные дипломы пяти фестивалей. С 1994г. М.Азов живет в Назарет-Илите ( Верхнем Назарете )
Марк Азов – член Союзов писателей Москвы и Израиля, председатель Северного( Галилейского) отделения Союза Русскоязычных писателей Израиля , руководит литературным объединением «Галилея», а с 1998 года издает и редактирует «толстый»( 340 стр.) международный литературно-художественный журнал «Галилея» на русском языке.
( по материалам с сайта "Биография для энциклопедии" )

Другие страницы в интернете:
Страница на "Стихи.ру"
Страница на "Проза.ру"
Страница на сайте "Поэзия.ру"
Интервью с Марком Азовым.