103437075 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Гангаев Евгений

Инфо E-mail Фото Пресса Тексты и Аудио Библиография Обратно

Эссе 3 "Судьба осенней Дуговки"  Евгений Гангаев  Интернетпубликация  17-09-00
Во-первых, прошу прощения за задержку с продолжением. Были на то причины.
Однако, прежде чем продолжить краткий курс истории КСП с древнейших времен до наших дней, я вынужден ответить на огромное количество вопросов, опередив плавное течение времени.
Вопросы:    1. Будет ли осенняя Дуговка и когда?
                   2. Если не будет, то почему это?!!
                   3. Ну и что дальше?
1. Осенней Дуговки не будет. Будет весенняя, на новом качественном уровне. Все силы мы сейчас бросим на подготовку и проведение фестиваля "БардЮга" 20-21 октября в парке Эшколь, большого концерта в Нетании 14 ноября и осеннего фестиваля в Реховоте.

2. Почему не будет осенней Дуговки? Потому, что нет денег. Вас (нас) стало неизмеримо больше, и необходимые затраты растут в геометрической прогрессии. Мы не выдерживаем без спонсорской поддержки. Вот и все. Досужий лепет совкового менталоносца о том, что ТАМ все было бесплатно - это просто незнание, нежелание знать и (или) жлобский вызов. Мы уже живем в стране с другой системой экономических взаимоотношений, где "бесплатно" просто не бывает. Пусть спящий проснется и оглянется по сторонам. Об этом подробнее я расскажу в своих заметках.

                Переход от 2 к 3 вопросу: Конкретный разговор в соответствующих
                                                          сферах
Я:   Мы проводим с 95 года фестивали, собирающие от 5 до 10 тысяч человек.
Он: Кто вас спонсирует?
Я:   Никто.
Он: Ерунда! В Израиле просто не бывает и не может быть фестивалей (любых)
       без полной спонсорской поддержки!
Я:   Но мы провели их уже 11.
Он: Значит, вы теперь на своей шкуре знаете, что я прав.

Он прав. Точка.
Понимает ситуацию только тот, кто внутри, и тот, кто хочет понять. И поддержать. И принять участие, т. е. взять на себя пусть малую, но часть ответственности.
Мы искренне благодарим тех, кто зная, где он находится, и понимая, чего стоит организация такого действа, купил билеты и тем самым вложил свою долю в эту организацию. Сетования об отмене осенней Дуговки, исходящие от тех, кто привык на халяву, мы проигнорируем. Отмена - и по их вине.

3. Ну и что дальше? Если вы о всеизраильском движении КСП, то оно живет и развивается. Слеты (фестивали) БардЮга, Реховот, Дюна подробно готовятся. Плюс - Нетания (см. выше). Если же вы о Дуговке, то мы рассчитываем найти поддержку спонсоров и провести ее в обычные сроки весной.

Ну а теперь вернемся назад, ко времени, на котором я прервал свой рассказ в предыдущем эссе, то есть, в конец шестидесятых.
Итак, появился феномен. Песни, которые задевали тайные струны души. Которые - о чем бы они ни были - звучали, как протест, как глоток свободы. Популярность их бешено ширилась, и начались попытки осмыслить то, с чем мы столкнулисью В Петушках (станция, куда потом ездил В. Ерофеев) в 1967 г. провели теоретический семинар на эту тему. Явление налицо, а куда пойдет это движение? Что это - форма диссидентства или просто крик души, или и то и другое вместе? Весьма глубоких мыслей и предположений было много. А движение... двинулось в своем, непредсказанном направлении.
Итак, первые (московские, напоминаю) слеты были трезвыми и какими-то очень светлыми. Но любой поток, набирая мощь, увлекает за собой мусор, песок и даже камни.
Четвертый слет уже не мог обеспечить всем прибывшим условий - возможности увидеть и услышать концерт любимых бардов (на сцену не выходил кто попало!). Естественно, потребовалась аппаратура, свет, сцена, задник и тому подобные аксессуары. Где взять? Ведь все бесплатно! И заказать нельзя в условиях соц. хозяйства. Все фирмы - государственные. А оно (государство) напряглось, насторожилось. "Что-то эта кость как-то не так шевелится." Там не ищи. с работы красть можно скрепки и по мелочи. Аппаратуру, сцену и прочее - не скрадешь. Куда идти?
Джинн появился сам. Звать - комсомол. С деньгами и возможностями у них все в порядке - младший брат КПСС, как-никак, смена. В чем был интерес комсомола? В том, чтобы, предложив в нужный момент помощь и на ней "въехав", постепенно подмять под себя, прильнуть к рулю.
К чести правления московского КСП, оно оказалось хитрее и гибче. Крутясь и выкручиваясь, оно помощь употребило, а рулить молодым ленинцам не дало.
Это-то хорошо, но начались внутренние процессы, которые, на мой взгляд, движение подточили, унизили и, собственно, свели на нет. Слеты стали не центральными, а единственными событиями в жизни КСП. Клубы хирели от скучной заорганизованности и исчезали один за другим. Слеты потеряли букву К в аббревиатуре КСП. Клубы иссякли. Были созданы "кусты", большие районные объединения, тяготеющие к тому или иному ВУЗу, которые не только приводили свои массы на городской слет, но и начали организовывать свои, кустовые, слеты. Слеты стали превращаться в гигантские пикники. Качество творческих программ и технические возможности росли, а народ все больше кучковался у своих костров, в основном, на предмет выпить водки и попеть самим себе (хотя, это, собственно, они и делали в обычные выходные). Дух первых слетов отлетел. Почти.
Ушел я из этих слетов именно тогда. Почему? Стало скучно.
Пришедшие в КСП в середине 70-х, утверждаю, не знают, что такое КСП. Они застали уже вышесказанное. Так что, когда некоторые наши участники со-пений, бия себя в грудь и надувая щеки рычат, что они - старые КСПшники, мне опять скучно. И их жалко.
При всем грустном, можно отметить и положительное:
1. Бардовская песня не умерла, а окрепла, продолжая завоевывать приверженцев.
2. Появлялись новые и новые поколения бардов, но сохранялась и крепла любовь к основоположникам, классикам жанра, на творчестве которых учились, а многие, увы, пытались механически им подражать. Слава Богу - не все.
3. Бардовская песня вышла на радио, телевидение, большую сцену.

Жанр признали. От него уже нельзя было избавиться.

В следующем эссе я расскажу о процессе становления жанра здесь, в Израиле. О его успехах, проблемах и перспективах.
Е. Гангаев