103437056 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Гангаев Евгений

Инфо E-mail Фото Пресса Тексты и Аудио Библиография Обратно

Эссе 2 "История КСП. Краткий курс."  Евгений Гангаев  Интернетпубликация  25-08-00
История КСП. Краткий курс.
Первые институтские клубы студенческой песни (КСП) появились в 1966 году. Первый (в МИФИ) создал Сергей Чесноков. Второй, в Московском пединституте (МГПИ), не скрою, под нажимом Сергея, организовал и вел я. К началу же 1967-го таких клубов в Москве стало больше десяти. Могу перечислить все, но не здесь.
Студенчество стало главным подвижником и питательной средой зарождающегося движения.
Но не только оно! Повальным увлечением того времени был туризм. Русский туризм, принципиально отличавшийся от мирового понимания этого термина. Неолимпийский вид спорта, максимально выявляющий физические и человеческие возможности участников. И формирующий их.
Духовная составляющая этого образа жизни, выражаясь песней под гитару, взяла на вооружение, естественно, песни того же жанра. Высоцкий и Окуджава, Визбор и Городницкий, Ким, Клячкин и Кукин, Дулов, Михалев, Стеркин, Дольский и Матвеева... Перевранные, запомненные на слух, их песни не допущенные в залы и на радио, звучали в лесах, как откровение, как важная часть того глотка свободы, за которым мы шли в леса и на болота.
Туристические группы проводили порой маленькие слеты-междусобойчики. Пять-шесть групп - вот тебе и слет. На слетах - песни, приветствия групп друг другу, пантомимы, эстафеты, обмен впечатлениями о дальних (отпускных) походах и пр. Более теплой и душевной обстановки я, пожалуй, нигде не встречал. При том, что (забегая вперед), в туристических группах не пили. Максимум, после тяжелого перехода, полностью организовав стойбище, распивалась одна (на всех) бутылка полусухого вина.
Чем же занимались в это время институтские КСП? А они как раз "набирали материал", знакомились с бардами и их творчеством, разучивали песни в их изначальном, авторском варианте, радели о правах авторов, проводили в аудиториях концерты и конкурсы (как могли), и... ходили с этими песнями в походы.
Вот тут и сомкнулись два, чистых пока, потока и, перетекая один в другой, слились.
И это слияние не могло не породить совместное дитя - слеты клубов студенческой песни (КСП).
Процесс этот шел практически одновременно во многих городах и регионах страны. Я же здесь рассказываю о московском опыте, ибо он - мой личный, и я имею право свидетельствовать.
Итак, родилась идея слета КСП. И прошел он в мае 1967-го года в восьми километрах от станции Хотьково Ярославской железной дороги, в Московской области. И прошел он по образу и подобию любимых туристских слетов, но на новом материале. Это был в первую очередь песенный слет. Было около 380 человек (все - туристы московских институтских КСП). Не было сцены и аппаратуры, был большой костер типа пионерского, с утра - большая поляна, где и проходили общие действа (приветствия, выступления, песенные пантомимы и пр.), и всю ночь - костры групп.
И мы все всю ночь ходили друг к другу в гости, от костра к костру. Мы все друг друга знали и любили.
Не удержусь сообщить, что первый, а также второй и третий слеты московского КСП проходили в условиях сухого закона. Причем необъявленного и ненавязанного, а само собой разумеющегося. Потому что не за тем ехали.
       Кто за рублем, кто за невестой, кто просто так,
       А я вчера ходил за песней. Такой чудак!
       А я вчера ходил за песней в далекий лес,
       Где мокрый снег, зимы предвестник, валил с небес.
Так объяснил это стремление Толя Загот. Лучше не скажешь.
Что же было дальше, и что у нас сейчас - об этом читайте в следующих эссе.